среда, 22 марта 2017 г.

И.М. Белоцерковская

Белоцерковская Инна Марковна, 1938 г.р.


Я родилась 20 апреля 1938 года.  Отец мой, Марк Львович (Нухиш-Мордух Литвинович), родился в 1896 году в г.  Чернобыле Киевской обл  Родителей отца и его двоюродную сестру Любу расстреляли в Бабьем Яру за то, что они были евреи.  Они жили в Киеве, дядя работал по торговой части, бабушка вела дом.  В детстве я часто бывала у них в Киеве, они нам всегда помогали.  Отца моего арестовали, обвинили по статье 58 п. 10 (контрреволюционная пропаганда и агитация) и 31 декабря 1937 года расстреляли в г  Орле.  
Во время войны в период оккупации мы с мамой оставались в городе, жили на улице Октябрьской, 25, где были частные дома.  С нами рядом жила соседка-полька, сосланная на 10 лет.  Вскоре соседка объяснила нам, что отец наш еврей, значит и мы с моей сестрой — еврейские дети, и нас расстреляют.  Нам пришлось уйти из дома.  У отца была большая библиотека, причем, много было книг на идиш, папа умел на нем читать.  Бросить пришлось все.  Втроем, с мамой и сестрой, на вокзале станции  Орел мы забрались уже в вагон товарного поезда и ждали отправления, когда к нам подбежал милиционер и сказал: «Немцы в городе.  Убегайте».  Об этом не раз рассказывала нам мама.  
Рассказывала и о том, как мы, я ведь этого не помню, скрывались в Брянских лесах, жили в г.  Климово, в товарных вагонах, ходили по деревням.  Мама шила людям, скрывала от всех, что мы еврейские дети, а она вдова еврея.
Потом каким-то образом мама нашла своих сестер, и мы вернулись в Орел.  Это был 1946 год.  Я сразу пошла в первый класс 1-й средней школы, она стояла на 1-й Курской, 10.  Мама начала работать на стройке и получила трудовое увечье.  Я за тарелку супа стала тоже ходить по людям, мыла полы, сидела с маленькими детьми.  Нам очень помогал наш классный руководитель Абрам Самойлович Гаак, несколько раз приносил нам вещи и продукты.  Помогали нам и мамины сестры, и киевские родственники, из тех, кто остался жив.  
После стройки мама работала на фабрике «Радуга», где ей помогали и директор фабрики Рогольский, и Б. С. Фрейдлин, выделяя нам с сестрой путевки в пионерлагеря. Одним словом, нам по мере возможности часто помогали люди, за что я всем им очень благодарна.
Я всю жизнь проработала почтальоном, меня уважали.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий