вторник, 25 февраля 2014 г.

Мажуго Л.И.

Лидия Ивановна Мажуго, 1933 г.р.
 
 
Я – Мажуго (Жучкова) Лидия Ивановна родилась 15 декабря 1933 года в г. Болхове.
  Мне было 8 лет, когда началась Великая Отечественная  война. Город по нескольку раз в день начали бомбить. В детской памяти осталось яркое воспоминание. На улице Ленина был магазин «Детский мир», где продавали много красивых кукол. Но его разбомбили. Я не спала всю ночь, плакала, так как мне очень хотелось иметь такую красивую куклу.  Купить игрушку мы не могли,  так как не было денег. Мне казалось, что куклы валяются везде после бомбёжки, но жила далеко и не могла пойти посмотреть. Я с мамой,  старшей сестрой Зинаидой (1922 г.)   и соседями решили уйти из города в деревню Будолбино.  Но мы не дошли до деревни, вернулись и укрылись во Введенской церкви. Все укрывшие в церкви верили, что Бог не допустит, чтобы церковь разбомбили. 
Осенью 1941 года Болхов заняли немцы. Зимние морозы страшили врагов. Прогнав хозяев из домов в сени, сараи, немцы заняли большую часть дома. В нашем доме организовали медицинский пункт. Немец фельдшер был небольшого роста, но очень злой и вредный. К нам приходили раненые немцы, и он делал им перевязки, лечил, делал уколы. Ганс (так его звали) требовал в доме чистоты и порядка. Кричал на мою маму, но она не знала немецкого языка. Тогда он звал меня и говорил: «Лида, ком сюда! (иди сюда) и шпрехен ди муттер (переводи матери)». Я очень хорошо научилась говорить по-немецки, свободно переводила маме. Старшую сестру он ненавидел и говорил, что она комсомолка и выгонял её на мороз, подозревая в связи с партизанами. Иногда он жалел меня, давал немного хлеба и кофе (что не доедал сам). Наша семья,  как и многие другие, голодала.  В 1943 году советские войска освободили город от немцев. Город был в руинах и пожарищах. В первый класс я пошла в 10 лет. Стала учиться в средней школе №1. Окончила Болховское педагогическое училище, долгое время работала во вспомогательной школе-интернате воспитателем.


Комментариев нет:

Отправить комментарий