вторник, 20 мая 2014 г.

Ц.З. Озеранская


Цейта Залмановна Озеранская
 
В городе Орле наша семья живет с 1936 года.  Родители переехали с нами, детьми, из г.  Кирова, бывшая Песочня Калужской области.  В Орле жил родной брат моего папы, Шмидт Иосиф Цаликович, и мои родители решили жить поближе к нему.  Моя мама, Шевелева Чесна Липовна, была домохозяйкой, никогда не работала, вела хозяйство, воспитывала меня и брата.  Отец, Соломон Цаликович, работал на шпагатной фабрике до самой войны.  Мой брат Леопольд, 1921 г.  рождения, учился в 4-й школе г.  Орла, а после 8 класса родители решили отправить его в Ленинград.  Там жила двоюродная сестра, в большом городе легче получить специальность и образование.  Брат пошел работать на завод и стал учиться на рабфаке.  Накануне 1941 года Леопольда призвали в армию, и когда началась война, он сразу попал на фронт.  На войне брат погиб, но мы до сих пор не знаем, где и как это случилось.  Знаем только, что служил он в Пярну.

В августе 1941 года мы с мамой эвакуировались в Пензенскую область, в деревню Пестровка.  В ту деревню, кроме нас, были направлены и другие семьи из Орла.  Нас разместили в одном доме с семьей Фишер, наши кровати стояли напротив друг друга в одной комнате.  Отец остался в Орле с ополчением.  После сдачи Орла он понял, что в городе оставаться нельзя, тем более, что он еврей.  И отец направился к нам.  Так он добрался до г.  Кузнецка, это примерно в 100 километрах от того места, где находились мы с мамой.  Ему тогда было 52 года.

В феврале 1942 года папа был мобилизован в армию и в августе 1942 года погиб на Калининском фронте, и был похоронен в братской могиле под деревней Лунино Ржевского района.

В Орле мы жили на улице Советской.  Почти рядом была 4-я школа, где я училась.  В эту школу я пришла в четвертый класс в 1936 году.  В одном классе со мной учились Ида Красильщикова, Петя Хейфец, Наум Фишер.  Семьи этих и других еврейских одноклассников жили тоже совсем близко от школы.

Учительницей истории было русская женщина Клавдия Васильевна Шилова, она нас, еврейских детей, очень любила, и мы ей отвечали тем же.  Мы ее уважали.  Так случилось, что она осталась в оккупированном Орле, была связана с партизанами.  Немцы арестовали ее и расстреляли на площади в центре города.

Из школьной жизни запомнилось мало, но помню, что директором школы был Адольф Лифшиц, он вел еврейский класс на идиш.

Перед отправкой папы на фронт пешком и на попутных машинах я добралась в Кузнецк, к тому времени папа уже был там.  Там же я осталась работать столяром на бронетанковом ремонтном заводе 121 (БТРЗ 121).  Это был наш орловский завод «Текмаш», который эвакуировался в г.  Кузнецк.  В том цехе, где я работала, мы изготовляли упаковки для снарядов, бомб, мин, гранат.  В Орел мы с мамой возвратились только в мае 1944 года.

В целом, наша семья жила светской жизнью.  И только после войны, когда мы вернулись из эвакуации, мама стала посещать молельный еврейский дом; она соблюдала все обычаи  и традиции нашей веры.  В то время я была далека от этого.  Среди моих друзей было много и русских, и евреев.  В конце 40-х годов, во время учебы в вечерней школе, мы познакомились с Хаценковой Леной.  Она была хорошей подругой, верной, доброй, отзывчивой и очень веселой.  Любила петь и пела чистым красивым голосом.  Уже позже, когда она вышла замуж за Смолякова Андрея, видного еврейского парня, который в молодые годы уже имел две войны за плечами – Отечественную и Халхин-Гол, – мы встречались семьями, весело проводили время, пели, танцевали, ходили на каток.  Лена ушла от нас очень рано, ей не было даже 50-ти…

Комментариев нет:

Отправить комментарий