четверг, 26 марта 2015 г.

Н.Я. Гладких

Гладких Нина Яковлевна, 1935 г.р.
 
       Когда началась Великая Отечественная война, 1941-45 годов мне было 6 лет. Я родилась 14 июля 1935 года.
      И, несмотря на то, что прошло 70 лет, я очень отчетливо помню все события своего детства. Мы жили недалеко, через речку от деревни Головкино  Корсаковского района.  К нам в дом пришли два немецких солдата, они искали партизан.   С нами жил дедушка, по старости он не призвался в армию,  он испугался и побежал в лес. Он остался жив, но после этого очень тяжело болел.
        Вот немцы проверили на печке, где испугавшись мы сидели с двоюродной сестрой. Затем они приказали вытащить из печки большой чугун, там варились картофельные очистки для скота. Один фашист попробовал и выплюнул. Чуть позже достали из стола два круга  застывшего сала и ушли.
     А в это время горело все село Головкино, наши дома в поселке не успели поджечь: вверх по реке Зуше в Корсаково убрали плотину, вода хлынула по реке до нашего поселка.
     И вот раздались радостные крики:  из леса перебежками к деревне приближались разведчики в белых халатах. Завязался бой. Немцы отступили дальше от деревни. Мы, дети, потом собирали ящики из-под патронов и играли в них. Шел 1941  год, до конца войны еще было долгих  три с половиной года.
     И еще никогда не смогу забыть, как я, мама и моя сестра грудничок провожали на фронт отца. Сборный пункт находился  в с. Войново, наше село входило в состав Войновского сельского  совета.  До Войново было 6 км, шли пешком, было жарко, отдыхали под ракитами. Отец меня все  время целовал,а маму это обидело, и  она сказала ему:
-А Машу (младшую мою сестру) почему не целуешь?
 Отец ответил: «Нина меня запомнит».
И это действительно так, я и сейчас вспоминаю отдельные моменты: он пришел с Финской войны, в вещмешке принес пряников, коровки, помадки… Помню, как носил меня на руках, когда мы ходили в гости к бабушке. 
       А в 1943 году мы получили извещение, что отец погиб под Смоленском, пал смертью храбрых. Там огромный мемориал, где мой отец - Ефимов Яков Андреевич- записан под №1028…
     Но а жизнь в селе продолжалась, хотя было очень тяжело первые послевоенные годы. Но это уже было мирное время, я пошла в школу. В 1950 году с отличием закончила семилетку и без экзаменов поступила в  Тульское педучилище, потому что все время мечтала быть учительницей. Вот тут и началась трудная послевоенная жизнь. Не во что было одеться и обуться. Бабушка выткала сукно, а мама сшила из него  пальто, по современным меркам страшно глянуть. Но я не обращала на это внимания, тогда так многие жили, продолжала учиться на отлично.. Только через два года в колхозе «Новый мир» стали давать небольшие зарплаты, а до этого 10 лет только запись трудодней. Вот на втором курсе я наконец-то смогла купить себе на рынке пальто, связала себе шапочку и стала похожа на студентку.  А в деревне жизнь продолжалась очень трудной, многие мужчины не вернулись  с фронта, вся тяжелая работа  легла на плечи женщин, косили сено, носили его вручную, огород  в 30 соток копали лопатой. А еще неподъемные налоги: бесплатно сдавали молоко, яйца, для себя почти ничего не оставалось. Но все равно была надежда и цель в жизни, был мир. С похвальной  грамотой и техникумовским дипломом  с отличием поступила в Московский педагогический институт  имени Крупской. Тут уже началась другая жизнь - семья, дети, хозяйство. Вырастили с мужем  троих детей, дочки не стало рано, а сыновья у меня трудолюбивые, обо мне заботятся. Школьницей любила  математику, физику, а закончила филологический  факультет и 30 лет преподавала литературу в Корсаковской школе. А сейчас нахожусь на отдыхе, радуюсь хорошей  жизни, у меня прекрасные четыре внука и четыре правнука.
     В нашей молодости у нас было много общественных нагрузок, может поэтому мы активны и неравнодушны ко многому происходящему сейчас. Мы думали, что война ушла от нас далеко и навсегда, слишком велики жертвы прошлой войны. А сейчас тяжело, больно и страшно смотреть на войну в Украине. Неужели не осталось там свидетелей той страшной войны?


Комментариев нет:

Отправить комментарий