вторник, 10 февраля 2015 г.

А.Г. Рябова

Рябова Анна Гавриловна
 
После Мценского педагогического училища молодой, юной девчонкой я начала работать в Какурино-Ожимской школе Моховского района. Интересно и радостно было учить своих первых учеников, ведь они так тянулись получать знания, хотя были разного возраста. Каждый день становился для нас праздником, но недолго длилась наша радость. 22 июня 1941 года началась самая кровавая и страшная война. В конце августа, на совещании в РОНО, заведующий объявил нам, чтобы мы продолжали учить своих учеников, ведь начавшаяся война должна закончиться через два месяца. Учебные занятия продолжались в школе, а потом после уроков мы с детишками работали в колхозе, помогая убирать урожай. Я старалась отвлечь учеников от событий, которые так стремительно развивались, не в пользу Советской армии. Мы вместе пели патриотические песни, песни о Родине, но вскоре в нашу школу стали поступать раненые, семьи военных. Одна женщина - Эльза (латышка) научила меня рукоделию и игре на гитаре, я ей очень благодарна за это. С ее помощью стала вязать красивые салфетки, которые подарила своим ученикам, играя на гитаре, забывалось страшное время. Вскоре нас распустили по домам, за мной из Кромского района с. Кутафино приехал папа. Когда мы уезжали на поезде, на перрон пришли мои ученики со своими родителями и конечно моя подруга Эльза. Все плакали, не хотели расставаться, я обещала обязательно вернуться, даже не взяв свои вещи. Я видела грустные, заплаканные глазки своих ребятишек, махавших своими ручками мне, а родители кричали: - Мы Вас ждем, приезжайте!
По дороге бомбили поезда, но мы добрались до г. Орла благополучно, прибыв на вокзал, мы увидели скопление людей, которых отправляли на фронт. И тогда я поняла, что война совсем близко. Дороги были все закрыты, так как формировались войска в разные направления.
...Первые части немецких войск, войдя в нашу деревню, требовали от местных жителей продукты питания, теплую одежду, из домов было запрещено выходить на расстояние 2-3 метров, если не выполнишь их требование - расстрел. Много людей погибло безвинно, 8 человек (дети и взрослые) возвращались домой и их в огороде расстреляли. А нашу семью фашисты выгнали из дома, оборудовав в нем штаб. Мы жили у соседей в небольшой хатке, но все были как одна большая семья. Меня тщательно скрывали взрослые, так как я была молода, да еще и учительница. Помню, как ходила в грязной рваной юбке, оборванной шале, а лицо всегда мазала сажей. Еды не хватала, старались накормить самых маленьких, чтобы они не плакали. Хатки топили соломой, ветками от деревьев, спали на земляном полу, подстелив что найдется. Мне очень было интересно, за что же немцы расстреливают мирных жителей и пленных. Я тихонечко подкралась к нашей хатке и подслушала допрос: - Кто дает самолеты вам? Кто поставляет оружие? Чьи летчики летают в самолетах: русские или американцы? - Кричали разъяренные фашисты.
В июле 1943 года над нашей местностью пролетали десятки фашистских самолетов, двигавшихся с Брянского направления, а иногда залетали и наши истребители, а немцы, бросая кассеты противопехотных бомб, отходили назад. И вот однажды на низкой высоте, со стороны г. Орла в сторону г. Курска, летел наш Советский самолет. Красные звезды хорошо были видны и, вдруг он почему-то стал разворачиваться в левую сторону, не выпуская шасси, и приземлился напротив деревни, немцы бросились прятаться, а дети радостно крича, бежали к самолету. Летчик что-то отремонтировал быстро и успел взлететь до прихода немцев. Счастливые местные жители молились на коленях и плакали, глядя на взлетающий самолет. А 6 августа 1943 года немцы отступили в Кромы и уже через 3 часа Кромы были освобождены. Эта радость была со слезами на глазах, которую невозможно передать и забыть!
А после освобождения нашего Кромского района меня вызвали в Кромской райвоенкомат проходить военную подготовку. С нами занимался офицер Барышко, он учил ходить строевым шагом, знакомил с устройством винтовки: как заряжать, чистить, стрелять. После военной подготовки всех учителей Кромского района пригласили на совещание. Мы очень волновались, когда встретились, плакали от радости, услышав музыку, не могли наговориться. И уже 13 сентября 1943 г. меня направляют работать учительницей в Топковскую школу Красниковского сельского совета Кромского района. Приступить сразу к работе было невозможно, так как повсюду на полях и населенных пунктах много было трофейных подарков: снарядов, мин. По полям и тропинкам разрешали ходить только после разминирования. В нашем селе не было ни одного дома, только видно было, как дымок поднимается из земляных погребов где все жили.
В это время я вела работу с населением по обнаружению «трофеев», о местонахождении, которых сообщали в райвоенкомат. В школу ходила по ориентирам, палочкам, воткнутым в землю - это означало - безопасный путь. Идешь по лесу и встречаешь убитых солдат, поплачешь и дальше идешь. А сколько погибло минеров, выполняя задание по разминированию.
 Очень трудно было учить детей и взрослых в первые послевоенные годы, но ученики с радостью спешили в школу. Отапливали ее сучьями и палочками, а разжигали порохом, начиняющим снаряды. Он длинный, как спагетти, хорошо горит. В школе плитку растапливала тетя Катя, она однажды перепутала, взяв желтый порох, а потом не знали, что с ним делать, он взрывался, выпрыгивая из печки, и после этого случая прекратили его использовать. Бедные дети: полураздетые, голодные, разутые выходили из землянок и шли в школу. Одежда их была сшита из шинелей, а на головке солдатские шапочки. Очень не доставала учебников и письменных принадлежностей.
Путь от дома до Топковской школы составлял 8 километров и проходила я его пешком с винтовкой через плечо. Дорога шла через поле и лес, деревья в котором остались без верхушек. Дойду до половина пути, выстрелю из ракетницы, а к дому подхожу, выстрелю трансирующую пулю потому, что мой папа боялся в доме оставлять заряженное ружье. В школу ко мне приходили местные жители и с радостью с фронта, и с похоронками. Всегда встречала добрым словом всех приходивших ко мне за помощью и советом. Многие жители жили в землянках в логу, а в школу они приходили все за новостями с фронта. Часто возвращалась зимой домой в метель и пела песню «Светит в темной землянке огонь...». В школе проводили мероприятия, инсценировали фронтовую жизнь и детям очень нравилось. Очень хорошие люди были тогда: добрые, дружные, трудолюбивые. Пришлось нам и работать на колхозных полях, убирали свеклу, картофель, собирали колоски в сумочку, бережно складывая, ведь в то время дорог был каждый колосок.
В 1944 году продолжаю работать, только в должности заведующей школы «Волна революции» (п. Галактионовский). От дома до школы путь (5 километров) лежал через поле, убежавшие звери из леса свободно бродили по полю, чуя наживу. Часто приходилось сбиваться зимой с дороги, но всегда находила дорогу!
И вот, наконец, закончилась самая страшная война, мы плакали, смеялись, поздравляли всех с Победой! И до сих пор для меня, нет главнее праздника - 9 Мая - День Победы! Мы должны помнить о нем и не забывать никогда, какой ценой нам достался этот День Победы!
 


Комментариев нет:

Отправить комментарий