среда, 4 февраля 2015 г.

С.Д. Косарев

Косарев Сергей Данилович, 1938 г.р.
 
Первые воспоминания относятся к началу декабря 1941 года. Немцы вошли в село. Тихо, без боя. Перед одним из них я сплясал. В награду получил конфету. Попытался сплясать перед другим. В ответ удар ногой в заднее место.
Через одиннадцать дней в результате разгрома под Москвой немцы ушли из села, не успев его сжечь. Пришли наши. Фронт почти на три года застыл по реке Зуше: Новосиль—Вяжи — Мценск.
В связи с близостью передовой фронта, до Вяжей 12 километров, нас эвакуировали в район села Фироновка. Меня везли на салазках, уложив горизонтально. От неудобства я плакал, но на меня никто не обращал внимания.
Помню беззвучные, яркие ночные вспышки — это в июле 1943 года наши прорывали мощную оборону немцев под Вяжами. Сражение закончилось разгромом немецкой группировки и явилось одной из решающих операций Советской армии по освобождению города Орла.
Когда вернулись из эвакуации, стоял конец октября, зашли в хату — холодно. Залез на печь — холодно. Я не понимал, почему она холодная.
Врезались в память проводы в армию мужчин, ранее не призываемых. Среди них — папа. Из-за неполноценного зрения его не тронули в начале войны. Теперь понадобился в тыловые части. Проводы сопровождались стонущим плачем мамы, сестер, родственников. Запомнились наши садящиеся на выгоне «кукурузники», уходящие из села танки, военная колонна полуторок и, конечно же, пролетавший немецкий самолет, прицельный огонь по нему из спаренных пулеметов.
Еще помню тетю Федору Егорову. Муж ее Иван Иванович — родной брат мамы, воевал на фронте. Я часто ходил к ним, охранял их сад, в котором вызревали вкуснейшие яблоки, в том числе коричное. Тетя Федора не умела писать, под ее диктовку я писал письма-треугольники ее сыну Ивану, который демобилизовался в 1947 году. За такие «заслуги» меня угощали обедом, окрошкой из ржаного кваса, настоянной на курятине.
...Счастливый 1945 год. Победа.


Комментариев нет:

Отправить комментарий