четверг, 22 декабря 2016 г.

П.В. Полякова

Полякова Полина Васильевна, 1934 г.р.


      Крещенский вечер 1941 года. Ануреевой Полине исполнилось 7 лет. Скоро весна, а там и в школу пора. Но мечтам не суждено было сбыться. Грянула  война.
Деревня Измайлово, где жила маленькая Полина, оказалась в самой гуще военных действий.
Полина Васильевна со слезами на глазах вспоминает то время. «Жили мы с мамой, дедушкой и бабушкой, еще был брат и сестра. Отец работал в Ленинграде на бронированном заводе, потом добровольцем ушел на фронт, перенес блокаду, воевал и дошел до Кенигсберга. Помню, как в хату ломились немцы, выбили дверь. Хотели расстрелять деда, потому что думали, что он партизан. Начали поджигать дома, выгонять жителей. У нас были овцы с маленькими ягнятами, мать хотела забрать ягнят, жалко было, но так и пришлось все оставить. Помню, как немцы издали приказ, что каждого десятого ждет расстрел. Тогда  взрослые стали нас, детей, сажать в мешки и прятать под лавки. Вскоре нас выгнали из домов и погнали  на Воскресенск. Привезли к какому-то старому дому, который топился по-черному. Наверное, это был сарай, потому что мы вычищали из него навоз. Так зимовали зиму. С собой мы взяли корову, но молоко забирали немцы, а потом и корову забрали. А в другом доме мы топились соломой, дров не было. Да и солому-то просто прожигали по чуть-чуть прямо посреди дома, в ямке, которую вырыли в земляном полу. Спали на груди у матери, так и согревались. Когда немцев погнали, они нами прикрывались, шли вместе с нами в толпе, платки женские повязывали. Голодное было время. Однажды я увидела, как одна старушка ела печенку. Я подошла и, видимо, так на нее смотрела, что она отломила мне кусочек, но съесть я это не смогла: там были черви. Помню, как жили в окопе, питались мукой, смешанной с водой. А какая страшная стрельба была, когда наши наступали! Мы радовались, а нам было сказано, чтобы мы сидели в окопах и не высовывались. 
После освобождения шли домой ночами. Помню, едут танки, а мама попросила танкиста, чтобы он нашу старенькую бабушку подвез до деревни. Так наша бабушка прокатилась на танке. Возвратившись в Измайлово, мы увидели, что все сожжено. Но надо было жить. Обнаружили землянку и жили в ней. Страшно вспомнить, как откапывали трупы лошадей, сдирали с них шкуру, резали, пропаливали и ели, да и мясо тоже ели. Однажды с сестрой Марусей в бурьяне обнаружили окоп, а там два мертвых немца, испугались мы тогда очень. Чтобы растопить печку пользовались поджигательной смесью. Я раз очень сильно обгорела, нога сгорела до кости, целый год болела. Ко мне ходила медсестра, что служила у минеров. А сколько было в землянке мышей! Маруся, бывало, мышей ночью от меня отгоняет, а я от нее днем. Потом нам минеры подарили кошку. Я стала ходить в Измайловскую школу, которая располагалась в частном доме. Вместо портфеля у меня был ящик из-под снарядов, а писали палочками, на которые крепили перо, чернила были из сажи. Бумаги не было, мы писали на фронтовых письмах между строчек, а потом просили отца, чтобы он писал письма карандашом: можно было тогда стереть и писать снова. Я закончила 4 класса в Измайлово, а 5-ый в д. Вяжи. А дальше учиться мы не смогли, так как заболела мать, и надо было идти работать. Собирали колоски, работали на оросительных трубах, возили корм. Денег тогда не платили, были трудодни. В 16 лет я завербовалась на торфяники в Павловский Посад на 6 месяцев. Тоже тяжело было, но помню, как на первые заработанные деньги купила себе юбку, кофту, пальто. Затем год работала на стройке  в г. Клин, потом в Москве на шарикоподшипниковом  заводе. Работала на двух станках, но случилась неприятность: сломала руку. Отец уговорил меня вернуться в деревню. Работы я не боялась никакой. Работала и свинаркой, и на севе, и в столовой. Много лет была бригадиром. А сейчас и пожить хочется, да здоровья нет. Хочу, чтобы наши внуки и правнуки никогда не познали ужасов войны».
Сейчас Полякова Полина Васильевна живет в с. Воротынцево. Она инвалид 1 группы по зрению. Вместе с мужем Поляковым Михаилом Федоровичем воспитали трех детей, уже есть внуки и правнуки. Супруги Поляковы-«Ветераны труда», у обоих множество Почетных грамот и наград. В 2005 году они отпраздновали золотую свадьбу.



Комментариев нет:

Отправить комментарий