вторник, 27 января 2015 г.

Е.В. Степин

Степин Евгений Васильевич,  1933 г.р.
 
 
Июль, 1943 год, мне 10 лет. Раннее утро. Мы проснулись от страшного оглушающего взрыва. Оказывается это началось наступление наших войск на д.Злынь, колхоз им. Ярославского.
Немцы выгнали всех жителей из домов. Нас было четверо: мать, тётка, сестра и я. Мы запрягли лошадь, погрузили на телегу кое-какие пожитки, не представляя даже, что они нам не пригодятся в дальнейшем, и погнали нас до Брянской обл., г. Почеп. ( Лошади были не у всех. У нас была лошадь, потому что отец был до войны председателем колхоза, в котором разводили лошадей.) В г. Почеп всех загнали в товарные вагоны и повезли в Белоруссию в лесной лагерь. Оттуда нас отправили в Германию в концлагерь Артбенген недалеко от г. Хельдисайме. В лагере было несколько бараков. В одном из них жили семейные, наверное семей 10, в другом - девушки и в 2-х бараках - мужчины. Лагерь был обнесён колючей проволокой, вдоль которой стояли немцы с собаками - охрана концлагеря. Утром, очень рано, всех будили и конвоировали на завод. Мы изготавливали какие-то детали, наверное, военные, не помню какие. У детей часто брали кровь и у меня тоже. Но людей в нашем лагере умерло мало. На робе защитного цвета у каждого пленного была надпись ОСТ и висел номер. Мой номер был 185. У всех брали отпечатки пальцев.
С августа 1943 г. по апрель 1945 г. мы были в плену. В апреле нас освободили американские войска. И после освобождения мы ещё целый месяц жили в этом лагере, а потом подъехало машин 30 с крытым верхом и нас всех отвезли на Эльбу.
Помню, когда мы ехали, нам в машину солдаты бросали печенье галеты, очень вкусное. Солдаты стояли вдоль дороги и перед ними стояли деревянные ящики с печеньем. В каждую проезжающую по дороге машину они горстями бросали сладости.
Мы ещё около полугода жили на авиационном заводе, т.е. в домах около него. То место где мы жили, все называли лагерем. Это был пропускной пункт на Родину. Все пленные прошли медкомиссию. Ходили слухи о том, что нас не хотят пускать в Россию из-за того, что мы сдались в плен. Но в сентябре нас на товарниках отправили домой. До Орла мы доехали, а до Болхова шли пешком (60 км.). Пришли в родное село, а дом почти весь разрушен.
Одно уцелевшее окно было забито досками. Мы удивились, а оказалось, что отец участвовал в освобождении нашего села и, узнав о том, что нас угнали в плен, забил все окна досками. Увидится нам с ним не удалось, мой отец, Стёпин Василий Иванович, погиб 26 февраля 1945 г. Похоронен на кладбище под названием «Сердце Кутузова» в г. Бунцславе. Может быть, и присылали похоронку, но мы в это время были в плену.
После войны окончил 7 классов школы-интерната № 1. Сразу после школы забрали в ряды Советской Армии. За то, что был в плену, служил 4 года на тяжёлом машиностроении на Урале, строили нефтехранилища.
После Армии окончил Мценское училище, работал в Злыне автомехаником, там и женился. У меня 2 детей, 2 внука и 2 правнука. Сын тоже побывал в горячей точке в Афганистане, остался жив.
Имя моего отца увековечено в памяти болховчан. В сквере Победы (рядом с педколледжем) установлен ряд памятников, героям - освободителям нашего края от немецко-фашистских захватчиков, и на одном из них фотография моего отца - Стёпина Василия Ивановича.


Комментариев нет:

Отправить комментарий