вторник, 27 января 2015 г.

А.Н. Щепетина

Щепетина Анна Никитична, 1924 г.р.
 
Во время войны мне было 17 лет. Когда к нам пришли немцы они стали ходить по домам. К нам в дом тоже пришли. Мать вышла на улицу и я за ней.  Один немец хотел снять с матери шубу овчинную я стала заступаться за мать не давать шубу, он меня отталкивал, а я с ним начала дралась -  била его по рукам и за ноги хватала, но шубу не отдала. Как он меня не убил за это не знаю, потом они у нас жили, я спала на лавке а они на полу .
Когда жгли деревню я стала выгонять скотину на улицу и погнала через огород в Одонки, смотрю за мной идут 2 немца. Один немец застрелил поросенка подошел разрезал брюхо вытащил потроха положил на плечо и понес, я за ним а другой ухватил кишки и в меня бросил а я схватила что-то из потрохов и в него бросила и тут меня тоже не пристрелили. Скотину отобрали у во всех и угнали.
Вся молодежь ходила в Пруды чистить дорогу от снега. У каждого из нас  была  своя пайка, если не управлялись то  немцы наказывали. Однажды шла наша колонна военных они отступали с Тюково на Ефремов, и одна из девчат кричит «Нюрка отец твой в колонне» я за ними побежала. Догнала отца и пошла с ними рядом мы с ним разговаривали я ему рассказала как мы живем он мне говорит возвращайся а то не успеешь пайку дочистить, я говорю мне помогут. Потом я к нему ходила пешком в Ефремов, дня за 2 добиралась, а когда нас отправили в эвакуацию в Моховое я и оттуда ходила в свою деревню проверяла цела картошка или нет. Она была зарыта в подвале (очень была шустрая на ногу). Однажды меня остановил часовой я ему сказала зачем иду, пришла посмотрела, а картошки нет. Её наши  и забрали я к командиру пошла, все ему рассказала и он приказал вернуть картошку. Когда вернулись из эвакуации сажали картошку своими семенами и другим давали. Благодаря этой картошке мы и перезимовали зиму.
В эвакуации отучилась на курсах трактористов, когда вернулась домой пошла работать в Голунь на МТС отработала 5 лет до 1947 года. Ремонты делала сама. Однажды юбка попала в магнету и сорвала ее с меня, все кто рядом был как засмеются, штанов-то не было под юбкой, одна рубаха. Я как гаркнула; "Чего не видали?" и крепким словцом еще добавила.
В семье было 6 детей , Васю в 3 классе задавил Илья Синицын на машине, брат Коля подорвался на мине после войны - играли с Устюшковым Васей, нашли мину, стали с ней играть мина взорвалась. Им было по 11 лет. Я до сих пор вспоминаю свою мать -  сколько же она пережила.
 


Комментариев нет:

Отправить комментарий