вторник, 27 января 2015 г.

А.П. Терешкина

Терешкина Анна Павлона, 1926 г.р.
Когда началась война мне было 14 лет, жили мы на Сорочим поселке теперь поселок Зуша. Нас в семье было 5 детей. Отец был хромой поэтому его на войну не взяли. Молодежи было очень много все собирались на выгоне (на лугу) гуляли, ребята играли в футбол. Однажды идет из Голуни Федор Лякишев, он печником был, и говорит нам: "Ребята война началась", но ему не поверили, а потом председатель Дмитрий Федорович Панфилов пришел и сказал что правда война началась . Потом начали приносить повестки. Из поселка ушли на войну 28 человек а вернулось совсем немного.
Мы узнали что немцы уже в Голуни. У нас в Сорочим их не было. Уже потом, когда немцы стали отступать пришли они и к нам, стали выгонять всех из домов. К нам в дом пришел немец и у матери спрашивает: «Сколько лет» и на меня показывает, а я рослая была,  мать говорит: «Пан она маленькая еще, 13 лет» он говорит: «Прячь». А мой брат Сергей и друг его Свиридов Сергей маленькие еще совсем были, боевые такие, однажды подходят к немцу и говорят: «Пан, дай закурить», как он им дал по шеи говорит: "Еще маленький" (показал рукой).
Мы ушли из деревни, хозяйство все оставили, а на кануне попрятали зерно и кое какие вещи  - закапали. Пошли мы в  Подъяковлево . Когда шли по нам начали стрелять с горки и мы передвигались позком. С нами была тетка из Москвы, отцова сестра. У нас с ней были одинаковые пальто, она говорит «Да от куда же он стреляет» и привстала чтобы посмотреть. И ей сразу 6 пуль грудь. Мы все испугались, а мать как закричит: «Ох, Нюрку убили» пальто то одинаковые, а отец рассмотрел, говорит: "Нет, это Марья, сестра".
 К ночи приползли в Подъяковлево расселились кто где ,а под утро зашли мужики и говорят, что поселок наш горит и  зарево кругом.
Семья Зенкиных прятались в лесу «Дубовшин», они первые пришли в Сорочий затушили наш дом. Там сгорела  только крыша. Крышу  мы потом отремонтировали и жили  в нём:  наша семья 7 человек, Свиридовы 4 человека, и ещететка матери  с семьей. Когда вернулись корова наша оказалась цела, благодаря ей мы и выжили.
Немцы ушли, осели в Вяжах, а мы жили в страхе, спали не раздеваясь, поэтому и вшей было много. В эвакуации были одну зиму. После эвакуации я работала на тракторе ХТЗ. Меня и других девчат учили в Голуни на запасе (школа) СТШ. Зиму отучились сначало прицепщиками, а к осени дали трактор, если поломка легкая сами делали, если сложная то бригадир Белевцев М.И.  Отработала на тракторе я 5 лет.
Об окончании войны узнали от бригадира Епихина, он приехал к нам в поле и говорит: «Девки хорошую новость я вам привез, война кончилась. Ставьте трактора, идите домой». Пришла я домой, мать плачет. Весь народ из деревни пошёл в Голунь -  там был митинг, а потом гуляние. Это событие самое счастливое в моей жизни, я никогда больше не видела столько счастливых и радостных людей вместе.
Один  мой брат  1924 г. р. погиб под Мценском, мать ходила к нему когда служил, он пришел из разведки ему говорят Панфилов к тебе мать пришла, он как дал плясака (он был очень веселый -  пел, плясал, на гармошке играл). Мать его всю ночь пока он спал за руку держала. Ему давали отпуск на 10 дней, а он говорит: "Вот еще раз схожу в разведку приведу языка тогда в отпуск домой поеду", и в последней разведке он погиб. Похоронили во Мценске в братской магиле. Мы были в эвакуации в Карсаково туда нам и принесли похоронку на брата Сергея Павловича в 1943 г.
 


Комментариев нет:

Отправить комментарий