понедельник, 18 мая 2015 г.

З.А. Голованова (Рябичева)

Голованова (Рябичева) Зоя Андреевна, 1940 г.р.
 
Я Голованова – Рябичева Зоя  Андреевна родилась 23 июля 1940 года в селе Марьино Московской области. 22 июня 1941 года без объявления войны фашистские полчища начали бомбить мирные города и села нашей       Родины.  Началась Великая Отечественная война. Враг стремительно продвигался по нашей земле. сметая все живое на своем пути. Немцы  уже подступали к Москве. Отец  добровольцем ушел на войну хотя у него была броня.  Мама осталась  со мной на руках одна, и она решила перебраться к своей маме в деревню   Болгоры Алябьевского сельского совета Орловской области. Это Мценский район. Там она хотела переждать войну и дождаться отца. Мама говорила, что немцы в лопухах нас не найдут. Но оказалось что немцы,  по пути подступа к Москве захватывали наши села и города. Так  немецко - фашистские захватчики захватили наше село Болгоры. Сначала немцы вели себя спокойно, никого не обижали. Расположились «непрошенные» гости в нашем доме. По тем временам дом был хороший, как говорила мама «пятистенный» с железной крышей. Меня мама прятала под печкой в печурке, а я оттуда выползала. Немцы брали меня на колени и кормили сладостями. Ели сами, показывая маме, что еда не отравленная.  Я трогала немцев маленькими ручками за лицо и щеки, не зная, что это враги. Мама очень пугалась за меня. «Великодушие» немцев продолжалось недолго. Неожиданно со стороны леса показались наши солдаты, чтобы выбить немцев из деревни. Отступая враги показали всю свою ярость, они жгли наши дома - наш дом сожгли первым, расстреливали  мирных женщин, толкали прикладами беременных, убивали детей. Это было очень страшно, все кричали, все кругом горело, меня мама завернула в одеяло и бежала, падая, снова поднимая меня, чтобы спрятаться где-нибудь в овраге. У одной женщинеы было пять маленьких детей, она всех посадила в плетушку (корзину), обернула одеялом и катила эту плетушку как колесо, что бы сберечь как-то детей.
Дальше была эвакуация в деревню Корсаково. В 1943 г. освободили Мценск, нашу деревню. Мне было уже три годика, отец погиб и мама больше в Марьино не вернулась, так судьба нас навсегда задержала в г. Мценске.
В шесть  лет я уже с пониманием встретилась опять с немцами, но они уже были пленные и ходили под конвоем. Наше правительство заставило их строить то, что они сожгли и разрушили: главный мост через реку Зушу, мост был красивый, но его со временем переконструировали из-за каких-то неисправностей и дорогу Москва-Симферополь. Они иногда  заходили к нам во дворик просили картошки у мамы, а ей давали взамен кусочек мыла. Дети окружали этого немца, он плакал, показывал нам фотокарточки своих детей, семью, а мы его жалели, несмотря на то что они столько горя принесли нашему народу.


Комментариев нет:

Отправить комментарий