четверг, 17 марта 2011 г.

Т.П. Арсеньева

Арсеньева Таисия Павловна,  1930 г.р.
Наша семья жила в городе на Волге. В первые дни войны нас начали бомбить, так как военный завод стратегического назначения, который находился в нашем городе всегда интересовал фашистскую Германию.
   Пришёл приказ об эвакуации завода, рабочих и их семей. Мой отец работал на этом заводе, и мы начали готовиться,  в далёкий путь. Эшелон стоял за городом, грузились по ночам. Наша семья из четырёх человек получила купе в плацкартном вагоне. Едва рано утром тронулись – налёт вражеских самолётов. Наш эшелон шёл на восток, а навстречу шли военные эшелоны на запад, на фронт. Мы подолгу стояли, пропуская их. Путь был трудным и продолжался около месяца. Мне было 10 лет, а брату – 5 лет. Я закончила 3 класса школы, но в эту осень мне не суждено было пойти в 4 класс, так как нас привезли в далёкую башкирскую деревню. Отец под Уфой строил новый завод, а мы зиму прожили в деревне. И только на следующий год мы перебрались в Уфу, и я пошла в 4 класс. Каждое утро по улицам города маршировали военные курсанты и запевали:
                                              Вставай страна огромная,
                                              Вставай на смертный бой.
   Наша учительница ушла на фронт добровольцем. В школе не хватало учебников, тетрадёй и чернил. На большой перемене мы ждали завтраков, что составляло четвертинку от хлебного ломтя. Иногда эти завтраки отдавали кому-нибудь более нуждающемуся. В 12 лет по хлебным карточкам мы получали по 200 граммов хлеба в день. Было голодно, но жизнь продолжалась. В кинотеатрах шёл фильм «Свинарка и пастух». В Уфе работал эвакуированный из Киева театр оперы и балета. Я слушала там оперу «Севильский цирюльник», но главное, мы всегда слушали по радио сводки с фронтов. Мы радовались каждому сообщению о победах в сражениях наших войск. И когда мы услышали сообщение о том, что защитники Сталинграда не пустили немцев к Волге, то радости не было предела. Это был коренной перелом в ходе Великой Отечественной Войне.
   Когда я  училась в 5 классе, родители принили решение о возвращении в родной город. Дом разрушен, квартиры нет. Отец живл в общежитии, работал на заводе, а мы с мамой живли в деревне. Я продолжала учиться в 5 классе деревенской школы. Школа находилась в семи  километрах от дома, дорога проходила через лес, но это меня не останавливало. Я успешно заканчила 5 класс, и мы переехали в город, родители получили комнату в коммунальной квартире. Я со своими одноклассниками посещали госпиталь и давали там самодеятельные концерты. По просьбам раненных бойцов мы помогали писать им письма своим родным. И вот весна Победы. Радость и ликование, слёзы матерей и жён.
   Летом 1945 года меня от школы посылают по туристической путёвке «По местам боевой славы». Я благодарна своим родителям, что они меня в 14 лет отпустили одну в эту поездку. Я еду на поезде в областной город Ярославль. У меня в мешочке из клеёнки -свидетельство о рождении, продовольственные карточки и путёвка. В Ярославле по адресу я разыскиваю турбазу, там готовятся к путешествию по двум маршрутам: Краснадон и Сталинград. Я выбрала поездку на пароходе по Волге в послевоенный Сталинград. Под руководством преподавателей мы отоварили свои продовольственные карточки и погрузились на пароход в 2 каюты 3-го класса. Незабываемая поездка, дежурные на камбузе варили еду, но мы уже были сыты  впечатлениями окружающей жизни. И вот он – Сталинград! Всё разрушено, всё, кроме одного 2-х этажного дома, где собираются материалы о Сталинградской битве для будущего музея.
   Люди живут в подвалах, на земле на кирпичах готовят еду и греют воду. Нам рассказывали, какие жестокие бои разворачивались за Мамаев Курган, как немцы рвались к берегам Волги. Страшные были налёты вражеских самолётов, небо было чёрное, день и ночь летели бомбы и всё вокруг рушилось. Советские люди стояли насмерть. Мы видели Дом Павлова, одни стены, окна-дырки. Здесь отстреливались до последнего патрона.
   Мирные жители тоже проявляли чудеса героизма, помогали раненым всем чем могли. Одна женщина в подвале сохранила козу – кормилицу, которая снабжала молоком четверых её детей. Они выжили в нечеловеческих условиях.
   В разрушенном городе функционировал кинотеатр – четыре стены, на одной простыня вместо экрана, деревянные скамейки и дверной проём для входа. Когда темнело и звёзды загорались на небе, начинался киносеанс.
   Мы побывали в подвале разрушенного дома, где находился магазин, там мы отоварили продовольственные карточки на хлеб, жиры, сахар, в другом конце магазина продавали керосин. Но самое главное, рядом со входом в магазин на стене висела деревянная табличка с надписью «Здесь был взят в плен генерал – фельдмаршал Паулюс»
   В Сталинграде фашисты потеряли четвёртую часть всех своих войск, действовавших на фронтах. Гитлер объявил 3-х дневный траур. Это был коренной перелом в ходе всей войны.
   Мы видели в разрушенном городе колонны пленных немцев. Они шли на работы по восстановлению планетария. Жалкие, понурые, в длинных шинелях и огромных башмаках, они не вызывали у нас ни страха, ни ненависти, а скорее всего чувство сожаления.
   

Комментариев нет:

Отправить комментарий