четверг, 17 марта 2011 г.

Е.И. Кузьмина

Кузьмина Елена Ивановна, 1926 г.р.
Родилась я на Урале в глухой деревне Чащина Свердловской области двенадцатым ребёнком по счёту. Семья была бедной но очень дружной. Одежду и обувь носили  по очереди: вырос старший из своей одежды, отдаёт её младшему.
В шесть лет пошла в школу и лишь когда я училась в пятом классе мне купили резиновые калоши. В 1935 году наша семья переехала в город  Ирбит Свердловской области, где я и закончила девяти0летку.
Началась ВОВ. К нам на Урал были эвакуированы многие заводы и разные предприятия. В 1943 году к нам эвакуировали Московский мотозавод, мне исполнилось 16 лет и я пошла на работу. Началось строительство завода, но это нельзя было назвать заводом. Строили сами и это бал сарай, сколоченный  из досок, между которыми гулял ветер. Меня приняли сборщицей мотоциклов. Но до сборки мотоциклов было ещё далеко, сначала нам пришлось устанавливать и закреплять станки. Был страшный мороз 45-50 С  руки и ноги сводило от холода.   Станки стояли в два ряда в середине цеха были установлены «буржуйки» - железные круглые печки с трубой в потолок. Огонь горел круглые сутки, на этих печках готовили и разогревали еду, отогревали замершие руки и ноги. Со мной был один случай: так как мы грелись у «буржуйки», я села у неё обхватив  коленями (на мне были ватные штаны). Пригревшись, я уснула и не почувствовала как прогорели штаны и начала поджариваться моя нога. По цеху пошёл дух жареного мяса  и ко мне подскочил кто то и оттолкнул от печки, только я ни чего не чувствовала и после этого проспала двое суток. Считались мы на казарменном положении, спали по очереди. Один раз в десять дней нас отпускали домой на два часа, чтобы помыться. Мы сами сколачивали ступеньки и приставляли к станкам, чтобы удобнее было работать. На заводе в основном работали подростки, как  я и женщины, мужчин не было.
За хорошую работу и изобретательность меня перевели диспетчером цеха. В это время открылись курсы мотоциклистов – пулеметчиков. Закончив эти курсы я и ещё 60 девушек, добровольцами ушли на фронт. В областном центре меня вызвали в штаб и в место фронта меня отправили в город Красно – Уральск  работать учителем  в начальных классах. Работать пришлось в две смены с детьми из детдомов. Классы были большими по 45-50 человек. Работать было тяжело. В обед мы кормили детей, со слезами на глазах, так как приходилось делить хлеб на всех и раздавать тонюсенькие кусочки в протянутые руки детей. Иногда к хлебу добавлялась какая - нибудь баланда, приготовленная из одной капусты и воды или из крупы с мороженной картошкой.
После занятий дети отправлялись на какие – нибудь работы. Многие ходили в госпитали помогать медсестрам (резали марлю на  бинты, кормили и поили раненных, писали письма их родным, читали книги и газеты и просто, разговаривали с ними). Во вне урочное время вместе с учениками  мы вязали варежки и носки, шили мешочки для табака (они назывались кисетами). И всё это отправлялось на фронт для солдат. Не смотря на то, что не хватало и  учебников и чернил почти  все дети учились хорошо и сдавали экзамены.
Здесь я встретила Победу. 9 Мая 1945 года никто не работал. Все вышли на улицу и знакомые и не знакомые целовались и обнимались, пели песни и плясали. Закончился учебный год и я уехала домой в город Ирбит. Только после победы я узнала, что из тех 60 девушек в живых осталась только одна Галина Власова да я.

Комментариев нет:

Отправить комментарий