среда, 14 октября 2015 г.

М.Ф. Васюкова

ВАсюкова Мария Федоровна, 1935 г.р.
 
Когда началась война, мне было шесть лет. Наша семья проживала на Урале, в 30 километрах от г. Свердловска (ныне – Екатеринбург). Запомнился голод. Хлеб выдавали по карточкам: детская – 300 гр, рабочая – 800 гр, и на маму – 300 гр. Их выдавали на месяц. С утра пораньше мы занимали очередь  за хлебом. Привозили его на машине, разгружали, раскладывали по полкам, а мы, дети, с радостью вдыхали этот хлебный запах. А хлеб был черный, сырой, тяжелый, из чего его пекли – не понятно.
О белом хлебе мы только мечтали и забыли, какого он вкуса. Мама делила хлеб на три части (завтрак, обед, ужин), а потом на равные кусочки каждому.
Похлебку варили в большом чугуне. Очень много использовали трав: лебеду, крапиву и другие. Заправляли похлебку молоком. Получалась так называемая  тюря, но мы ее ели с большим удовольствием.
Спасала нас наша кормилица-корова. Нам доставалось понемножечку молока. Вот все, чем мы питались. Особенно тяжело было весной,  когда заканчивались выращенные летом продукты – бобы, картошка, морковка и т.д.  И тогда оставался только хлеб. А однажды у нас украли хлебные карточки. И мы несколько дней голодали. Но продавец проявил сочувствие к нашей семье и нашел воришку. Карточки на обороте были подписаны. А украла их соседка, девочка лет двенадцати. Их семья тоже голодала и, видимо, поэтому она пошла на такой грех.
В 1947 году, через два года после окончания войны, отменили карточную систему и можно было купить хлеб в коммерческих магазинах. Пришлось продавать молоко чтобы купить хлеб на нашу семью.
Мама будила меня в четыре часа ночи, чтобы успеть на рабочий поезд к шести часам. До станции нужно было преодолеть шесть километров с двумя бидонами. Потом поездом до города один час едем «зайцем» - без билетов.
Когда продам молоко, иду за хлебом и обратно домой. За эти труды мне позволено было купить карамель «подушечку».
В нашем поселке сгорела школа. И нам пришлось ходить в школу за шесть километров в поселок Красное с 5-го по 7-й классы. Зимой морозы в те годы были суровые, ниже 30 градусов. Одежда была плохая: телогрейка, валенки, чулки хлопчатобумажные, никаких теплых трико и колготок не было. Заходишь в класс и ничего не слышишь – отогреваешься.
Летом ходили в лес за ягодами: земляникой, черникой и везли в город продавать, чтобы купить школьную форму, обувь.
Много работали на огороде: прополка овощей, рыхление, полив капусты ежедневный. Заготавливали сено для нашей коровы-кормилицы. Папа научил и этой работе.
Так мы, дети войны, помогали своим родителям и не роптали, не хныкали, не жаловались на свою судьбу. Трудились много.
После окончания семилетки я поступила в техникум и там надо было трудиться, чтобы заработать стипендию. С тройками стипендию не платили.
Так и привыкли мы всю жизнь трудиться, ни на что не роптать.
 


Комментариев нет:

Отправить комментарий