среда, 14 октября 2015 г.

Г.Н. Осипова (Евланова)

Осипова (Евланова) Галина Николаевна, 1932 г.р. 
Я, родилась в 1932г. в Должанском районе. В нашем райцентре ежегодно летом проводились конные соревнования или «бега». 21 июня 1941г. на окраине села Долгое собралось огромное количество людей не только из нашего района, но и из Ливенского, Колпнянского и из соседней Курской области, чтобы полюбоваться скачками. Все были празднично одеты, веселились, общались. Но вдруг музыка из громкоговорителей прекратилась и диктор жестким голосом сообщил, что на нас напала фашистская Германия. Все разом онемели от этого жуткого известия, потом кто заплакал, кто закричал, кто бросился убегать. Мы с мамой тоже поспешили домой, с ужасом представляя, что нас ждет впереди. Сразу же начались проводы мужчин на фронт, с громкими рыданиями, которые были слышны и из соседних деревень. На женщин и детей обрушился тяжкий труд по уходу и уборке урожая, выращиванию и забою скота и другие работы, ранее выполняемые мужчинами. Мне особенно запомнились трудностью работы, поручаемые нам, детям, например, прополка проса, потом его уборка, сбор колосков ржи и пшеницы на всех полях колхоза. Нам даже поручали обмолот зерна вручную, а потом провеивание его. Сил всем добавляло сознание, что это делается не только для нас, но и для наших солдат.
Фронт начал приближаться, а с ним бомбежки, обстрелы с самолетов всего живого. Немецкие самолеты снижались до того, что были видны пилот и сидящий за ним пулеметчик. Приходилось прятаться в подвалах и погребах. Потом пришли немцы, они нахально заходили в любой двор, дом, сарай и брали все, что хотели. Нам с мамой пришлось уйти из своего дома, так как мы жили в хорошем доме, а его немцы определили под  штаб. Нас приютили в плохонькой хатке, на чердаке которой маме пришлось прятаться. Она работала директором школы и с учительницами начала организовывать сопротивление немцам. Учительница немецкого языка ночью переходила линию фронта и нашим сообщала, что услышала или что видела, например, местоположение немцев, их техники и т.п. Линия фронта была в 4 км. от нас и двигалась туда-сюда, так как, несмотря на жуткую мощь фашистов, наши солдаты и люди сопротивлялись «не на жизнь, а на смерть». Учительницу немецкого языка фашисты повесили на турнике перед школой после ее очередной попытки перейти фронт. Потому моей маме приходилось прятаться, а когда наша армия освободила деревню, мы ушли в Красненский район. Ведь я тоже была напугана. Однажды я при немцах спустилась с овраг, чтобы набрать ключевой воды, но когда я поднялась наверх, немец начал отбирать у меня ведро, а так как я очень не хотела его отдавать, он навел на меня автомат и хотел нажать на курок. Не знаю, как я умудрилась не только отцепиться от ведра, но и, нагнувшись, юркнуть немцу за спину, а потом за стоявший рядом ствол дерева. Может он и не застрелил бы меня, но страх я испытала такой, что он и после войны жил во мне. Потому я так не люблю оружие.
Воспоминания же о наших солдатах остались самыми теплыми, приятными. Зная, что мы голодаем, они делились с нами из своего скудного пайка едой, особенно мне запомнились вкусные сухарики и кусочки сахара. Пережитый голод, отсутствие одежды, обуви и других необходимых вещей привели к тому, что и сейчас я, например, не могу выбросить ненужное, а к пище отношение особое. Увидев брошенные в школе на пол или на улице на землю куски хлеба, булочки и т.п., я обязательно подбираю их и кладу туда, где их смогут съесть собаки, куры, и птицы (чтобы их не топтали).
 


Комментариев нет:

Отправить комментарий