среда, 13 июня 2012 г.

Б.Я. Кофман

Кофман Бася Янкелевна, 1938 г.р.


Прошло много лет с начала войны. Сегодня мне исполнилось 73 года. А тогда…

Шел 1941 год, мне исполнилось 3 годика, детская память, что в ней осталось?

Конечно, я многое не понимала, что-то не помню, но многие отрывки запечатлелись в детской памяти.

Я родилась в местечке Беларуси - Климовичи Могилевской области 26 июня 1938 года. Климовичи- небольшой районный центр, до войны там проживало очень много евреев.
Были еврейские школы, еврейское кладбище, синагога. Наша семья на начало войны состояла из папы-Кукуй Янкеля Исааковича, мамы-Кукуй (Натаповой) Хаи Яковлевны и 4 детей: Эли, меня – Баси, Гриши и грудной Любочки. Там же проживали родные отца-слепой дедушка, больная бабушка и много братьев и сестер. Двое братьев (мои дяди) ушли добровольцами на фронт и об их дальнейшей судьбе ничего не известно до сих пор. Когда немцы подошли к городу, семья дедушки  не смогла эвакуироваться. Больше мы никогда их не видели.

Наша семья эвакуировалась 14 июля 1941 года. Когда нас посадили на повозку ехать на вокзал, отец в последний момент взял к нам свою младшую сестру-Фаню, так, фактически спас ее жизнь. Она с нашей семьей пережила эвакуацию, вернулась после войны в Климовичи, вышла замуж, родила троих детей и умерла в возрасте 82 лет в 2007 году.

 Не помню, как мы ехали в эвакуацию, у нас было назначение в Камчатку Пензенской обл., но как картинку помню дедушку с большой бородой.  И еще помню много людей в солнечный день с лопатами в руках-мама сказала, что это был день похорон ее отца-моего деда.

 Вместе с нами уехали мамина мама-моя бабушка Миня, мамины сестры т.Ева-с 3 детьми (ее муж-комиссар советской Армии ушел на фронт, где пропал без вести), т.Геня – 4 детей, муж был призван в Армию и пропал без вести.  Вторым нашим назначением стал Прибайкальский район, с.Гремячинск. Туда мы отправились с другой маминой сестрой – т.Галей с 2 детьми и мужем-Кравецким Соломоном. Там моего папу призвали в Армию, он попал в Забайкальский военный округ и служил там до конца войны.

Из детской памяти вырастают картинки большого барака, где мы жили в эвакуации, стоял он в тайге. Помню высокие кедры, кругом лес. Мама работала, а мы дети сидели одни дома.  Потом помню, мама добилась, чтобы нас взяли в садик. Помню лестницу, по ней мы поднимались куда-то вверх,  я никак не хотела отпускать маму и меня забирала нянечка, вела на кухню и давала мне кусочек хлеба, жаренного на подсолнечном масле. Вот это был люкс! Такого вкуса я не испытывала никогда. Я хорошо помню эту женщину-невысокого роста, худенькая, черные волосы, и я сидящая под столом и поглощающая кусочек хлеба…

Помню еще в этом городишке озеро, небольшое и горячие ключи, бьющие из под земли.

А рядом, в другом бараке жили татары, и женщины ходили с  кувшинчиками.
Помню -  постоянно хотелось кушать. Большое лакомство было молоко. Его нам приносила женщина и продавала в виде шара-замороженное молоко-больше я нигде такого не встречала.

Осталось в памяти и наше возвращение домой после освобождения Беларуси от немцев. Чтобы добраться до железной дороги, нам надо было переплыть озеро Байкал. Помню солнечный день, нас погрузили в большую лодку-баркас-много людей в основном женщины и дети, старики, много котомок, житейский скарб. Нас окружали горы и чистейшая прозрачная  вода за бортом. Затем поднялся шторм. Я его не помню. Помню только себя на катере и сцену-моя тетя Галя бьет капитана по лицу, почему он не подходит к баркасу и не спасает людей. Со слов мамы- шторм был очень сильный и катер, который сопровождал наш баркас не мог подойти к нам, люди кричали: «Спасите нас!». На берегу тоже собрались жители поселка, но волны были очень большие, даже смельчаки не решались выйти на помощь в море. Мама вспоминала, что я кричала: «Папочка, спаси нас!». Когда ветер немного стих, катер приблизился к баркасу и людей моряки переводили на катер. Детей они передавали по цепочке. Один матрос схватил моего брата Элю за шапку, а брат упал на дно баркаса. Но брата спасла Судьба, он остался в живых. Людей спасли, а баркас со всеми пожитками ушел на дно озера. Дальше ехали на машине – целая машина эвакуированных-дети, женщины, старики. Дорога шла через лес, ухабы, машина перегружена. В одном месте машина перевернулась, точнее, дерево не дало перевернуться совсем, а только на бок. К счастью, люди отделались ссадинами и царапинами, но брат  Эля, упал с машины и с испуга убежал в лес. Все его искали. Бог уберег его и в этот раз. Когда его нашли, мы  счастливые поехали дальше. Дальше наш путь лежал по железной дороге. В поезде много людей, я  на верхней полке, жара страшная, вагон переполнен. Но и там,  мама умудрялась нас помыть. На одной из станций она отвела всех нас в баню. А еще помню, что в поезде, после одной из станций все наши родственники страшно волновались- оказалось, от поезда отстал наш родственник Зяма Невелев, он задержался на одной из станций, покупая детям сливы. Но потом он нас сумел догнать.

Яркое воспоминание-День Победы-все слушают радио, радуются, плачут-тогда мы уже жили в Климовичах в дедушкином доме-3 семьи. Больше всех плакала моя мама, ее все успокаивали. Спустя некоторое время, я поняла, почему плакала моя мама. Папа воевал на Забайкальском фронте, а Япония объявила войну. Но слава Богу, отец остался жив. У него много наград, но приехав домой, он отдал их нам и сказал: «Играйте, дети, дай Бог, чтоб вам не пришлось никогда воевать» . Хорошо помню день, когда он пришел с фронта домой. Поздний вечер, мы легли спать. Вдруг кто-то сильно постучал в окно. Мама закричала и бросилась к двери, все зашумели. Я испугалась, закрылась одеялом. Потом слышу мама кричит : «Дети, вставайте- папа пришел домой!». Я первая вскочила с кровати и взобралась папе на колени. Дальше я помню, когда папа отвел меня в первый класс. Я гордая шагала с ним рядом. Шел 1946 год. После войны отец и мать все время работали. У нас была большая и дружная семья: 7 детей, мама, папа и бабушка – мамина мама Миня жила с нами. В 1956 году я окончила 10- летку и приехала в Орел. Работала на з-де «Текмаш», затем закончила медицинское училище. Вышла замуж, у меня 3 детей. Все мои братья и сестры получили образование. К сожалению, ушли из жизни родители, брат Эля, сестричка Люба.  Первым ушел отец - после войны он много и долго болел-война, лишения сказывались на здоровье. Последние годы жил в Орле. Перевезли мы и маму-она также последние годы жила в Орле.







Комментариев нет:

Отправить комментарий