понедельник, 8 апреля 2013 г.

Л.С. Демидова

Людмила Степановна Демидова, 1921 г.р.
"Я родилась в 1921 году, и детство моё прошло в г. Орле. Училась я в средней школе № 6 г. Орла.
В 1937 году меня приняли в ряды ВЛКСМ. Я никогда не забуду нашего директора школы, коммуниста, Василия Петровича Скочеляс. Он дал мне рекомендацию в комсомол. Секретарём комитета ВЛКСМ был мой одноклассник, замечательный парень, образцовый комсомолец. К сожалению, он погиб в Великую Отечественную войну.
Наша комсомольская организация жила интересной, содержательной жизнью. Мне на всю жизнь запомнились наши комсомольские собрания, на которые мы шли, как на праздник. Они раздвигали рамки нашей обычной, повседневной жизни. На них мы обсуждали вопросы, связанные с жизнью и борьбой пролетариата за рубежом. Помню, на одном из комсомольских собраний мы решили, что все комсомольцы нашей школы станут членами МОПР (Международной Организации Помощи Революционерам). Мы платили членские взносы, которые шли в фонд помощи рабочим за рубежом, проводили митинги солидарности. Например, митинг солидарности с республиканцами- борцами против фашизма в Италии, митинг солидарности с Георгием Димитровым, который томился в фашистских застенках в Германии.
На груди у каждого комсомольца был значок-треугольник, на котором было изображено окно тюрьмы с решёткой, сквозь прутья которых пламенел кусок красного кумача-символа революционной борьбы.
На одном из собраний мы решили, что все станем членами РОКК (Российского Общества Красного Креста). Девушки посещали курсы, на которых учились оказывать первую медицинскую помощь раненым. Некоторым эти знания пригодились на фронте. Моя одноклассница Кира Павлова погибла в 1941 году на Брянском Фронте, вынося с поля боя раненых.
Мы все сдали нормы на значок «Ворошиловский стрелок», принимали участие в кроссах, ходили на лыжах в противогазах, сдавали нормы ГТО. Мы все вместе на собраниях (их было 4) читали главы из романа «Как закалялась сталь» и Павка Корчагин был для нас не просто литературный образ. Он был нам товарищем.
Начиная с военных действий в Финляндии, затем в Польше, а потом и с 1941 у нас, в нашей школе был развёрнут военный госпиталь. Мы перешли учиться в здание школы № 32 (на этом месте теперь построен кинотеатр «Октябрь», занимались в 3-ю смену (9-10 классы). 
 Днём мы, комсомольцы - рокковские сестры, ходили в госпиталь, находящейся в нашей школе, и помогали ухаживать за ранеными, помогали писать им письма, выступали с концертами, а ребята занимались в аэроклубе, изучая парашютное дело.
По -разному сложились судьбы моих ровесников-комсомольцев, Ребята перед началом войны были призваны в армию, где ранним утром 22 июня 1941 года приняли на себя первый удар фашистов. Многие из них не вернулись: Сергей Маненков, Александр Аронов, Александр Дорошенко, Кира Павлова и другие. Владимир Попов и Виктор Чиняков стали лётчиками. Они с 1941 по 1942 год охраняли границу Советского Союза на Дальнем Востоке. Мария Давыдова, Лидия Лебедева, Любовь Пинт окончили Второй Медицинский институт в Москве и стали врачами. Член нашей комсомольской организации Григорий Пинт встретил войну в Западной Украине (г. Дрогобыч), после длительного неравного боя он остался тяжело раненым на поле боя, но его спасли, и он сражался с фашистами в партизанском отряде".

Так рассказывала о своей юности Демидова Людмила Степановна, учитель русского языка и литературы  Короськовской средней школы. Но только близкие знали, что закончилась юность Людмилы Степановны в 1942 году, когда в г. Орёл вступили фашисты и её молодую девушку забрали на работы в Германию. Работали они там  на хозяина со своей напарницей, тоже русской девушкой. В немецком изгнании ей пришлось выполнять разнообразную работу: выращивать и убирать свёклу, копать землю, убирать в доме, перебирать картошку, кормить скот, одним словом, всё, что было необходимо хозяину.  Их никто  не жалел, но и  не издевался. Это тоже было хорошо.  Но мысли их были далеко от Германии. Они думали о своей такой далёкой и недосягаемой Родине. И когда подвернулся случай, они бежали. Но куда могли убежать две молодые девушки, их никто не мог там спрятать и они были конечно же пойманы. Вот тогда-то и началась борьба за выживание в кошмаре. Их посадили в яму, которая была вся зацементирована, как будто бы в каменный мешок. Яма была довольно таки глубокой, сверху закрывалась решёткой,  а вверху над ней сидела надзирательница. Девушкам бросали в яму кое-какую еду, если это можно было назвать едой, а для устрашения ещё и крыс. Они снимали обувь и били их. Неизвестно, как бы закончилась их жизнь, но  Советские войска подошли к тому месту, где они находились, началась паника, и они снова смогли бежать. В этот раз они попали уже к своим. До конца войны Людмила Степановна работала при советском штабе, писала документы
После войны Людмила Степановна стала учительницей русского языка и литературы. Она много лет проработала в Короськовской средней школе.
Демидова Людмила Степановна уже умерла, но её выпускники хранят светлую память о прекрасном учителе и человеке с доброй душой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий