четверг, 28 января 2016 г.

А.Н. Гринева

Гринева Анастасия Николаевна, 1931 г.р.
 
 
Моя бабушка - Анастасия Николаевна Гринева (рожденная Колпакова) родилась в 1931 году в д. Бабенково, что на левом берегу р. Зуши.
Вот что она рассказала мне о тяжелых военных днях своего детства.
- Жарким июльским днем в деревню пришла весть о начале страшной войны с немцами. Вскоре над мирным мценским небом стали летать вражеские бомбардировщики. В октябре 1941 года разразился страшный бой и в деревню пришли немцы.
Зимой 41 года, накануне Нового года, немцы стали лютовать. Жителей выгнали из домов, а затем и из деревни. Мы пошли в Выскребенково. Ночевали в лесах, в стогах соломы. Однажды ночью в лесу я заснула, и моя мама Ольга Петровна обнаружила, что тело мое совсем холодное. Она решила, что я умерла. Разгребли золу и положили меня на место бывшего кострища. А утром я очнулась...
Пришли в деревню Сухая Зуша и несколько дней ночевали в полуразрушенном холодном доме. Прошли деревни Старенково, Тиганово. В январе 1942 г. пришли в д. Кураково, поселились в доме двоюродного деда. Деревня была оккупирована немцами.
Мама, я, сестра Нина, тетя Лена жили в одной хате с немцами. Весной, летом и осенью работали в поле. Осенью дети шелушили кукурузу для лошадей. Зимой чистили дорожки в огромных сугробах, которые доходили до самых крыш.
1942 год встречали в д. Кураково. Сын хозяев дома Вася Кураков в своем уголке нарядил елку, вырезанными из учебника истории портретами наших полководцев и политических деятелей. Это увидел немецкий солдат и, направив автомат на тетю Лену, закричал: «Коммунист, коммунист!». Он тут же куда-то уехал. Вскоре в деревню приехал взвод немецких солдат. Стали искать «коммунистку», которую мы спрятали под вешалкой с верхней одеждой, что висела над кроватью. А на кровать посадили детей. Немцы искали в подвалах, сараях, чердаке… Слава Богу, не нашли.
В июле 1943 года мы увидели всполохи взрывов и услышали грохот рвущихся снарядов. Приближались наши. Все местные жители ушли за 2 км от деревни и несколько дней провели в овраге. Кругом кипел страшный жестокий бой, рвались снаряды, стреляли, убивали …
После освобождения Мценского района, мы остались зимовать в д. Кураково, а весной 1944 года вернулись в родную деревню Бабенково, которая почти два года была линией фронта. Ни одного дома не уцелело. От нашего дома сохранился только угол фундамента, а там … лежали останки советских воинов. В солдатской каске я носила эти косточки в воронку от авиабомбы, которая была за нашим огородом. Там их и похоронили.
Помню, как летом на поле за деревней заколосились зерновые. А по всему полю - темные «холмы». Это было на местах, где пролилась кровь наших воинов. До сих пор это поле с темными пятнами у меня стоит в глазах…
Со слезами, из обрывков фраз и предложений сложились эти короткие эпизоды невероятно страшной и длинной войны. Разволновавшись совсем, бабушка прервала свой нелегкий рассказ.


Комментариев нет:

Отправить комментарий