воскресенье, 31 января 2016 г.

А.Г. Дунаева

Дунаева Анна Георгиевна
 
 
      "До войны мы жили  в небольшом доме, покрытым под солому.  Немцы пришли 10 ноября 1941 года. Сначала прибыла разведка. Затем пришел обоз. В нем были финны, белорусы, украинцы. В нашем доме остановился шеф. Этот обоз побыл 2 дня и отправился в наступление на Елец, из Бедьково. 25 декабря  в нашу деревню прибыл второй обоз. Бывший председатель колхоза стал старостой. За подвалом немцы установили пулемет, в саду зенитки. Стояли фашисты у нас 1 год 8 месяцев. Когда пришли немцы, нас выгнали в кузницу, а затем в подвал. В подвале пробыли мы до 2-го января. Затем погнали на Ивань, Грачевку, на Казинку. А с  Казинки снова вернулись домой. Но нас домой не пустили немцы. Нас загнали в конюшни, а затем в подвалы. В конюшне были установлены пулеметы. Немцы разбирали дома, делали  бункеры и жили в них. Оборудовали подвалы. От домов до Горки были вырыты траншеи. От бункеров и колодца также были вырыты траншеи. Основное наступление было сделано со стороны д. Бедьково.
    Что мы пережили за это время, трудно рассказать. Когда нашу деревню освободили, то домов не было, стояли трубы от печек. Не было и садов. Один бурьян. А сколько было погибших советских солдат!  На огородах много лежало матросов.
    Берег Красной горы был окутан проволокой. И здесь было много погибших…»
 Анна Георгиевна замолчала, заплакала. Рядом с нею стояла ее сестра Миронова Мария Георгиевна, которая также плакала, вспоминая ужасы войны. «Почему немцы задержались, - говорит она, - они уже хотели бежать, но у наших кончились в это время боеприпасы. За эти два дня немцы укрепились. Ребята, самое дорогое, это мир. Не надо войны. Сколько народу погибло на войне. Жить да жить бы им. В д. Бедьково я видела женщину, которая замерзла, обхватив трех детей возле дерева. Видела я людей, у которых были отморожены ноги. Их было 25 человек.  Ужас, ужас. Не было бы больше такого».


Комментариев нет:

Отправить комментарий