четверг, 28 января 2016 г.

В.Г. Левицкая

Левицкая Валентина Григорьевна, 1939 г.р.
 
 
Я, Левицкая, в девичестве  Дадыкина, Валентина  Григорьевна - дитя войны. Родилась 7 сентября 1939 года  в селе Круглик, Орловской  области, Мценского района. В крестьянской, многодетной семье, где воспитывалось шестеро детей: четверо девочек и два мальчика. Я была последним ребенком в семье.
Когда немецкие захватчики  оккупировали нашу деревню, мне было всего лишь два годика от роду. Как мы выживали два года адовой жизни об этом мне рассказывала моя мама, Аграфена Ксенафонтьевна и сестра Полина, которая была старше меня на четырнадцать лет. Старшему брату Владимиру было двенадцать лет, остальные дети были рождены друг за другом с разницей в один год.
Отец Дадыкин Григорий Васильевич, на фронт не попал. Ушел в партизанский отряд.  Сосед-доносчик сообщил немцам о том, что наш отец связан с партизанами. За это чуть не расстреляли всю нашу семью. Спасло нашу семью чудо.
Одному немецкому офицеру очень понравилась наша старшая сестра Полина, восхитившая его своею красотой. Как говорила мама: «С Полины можно было писать портрет русской красавицы».
В страшно-ужасный для нас момент, когда нас выстроили  немцы перед домом, дети неистово кричали от окриков солдат и испуганно прижимались к маме. Меня, маленькую кроху, Полина держала на руках, трепеща от страха.
И в этот момент подошел наш спаситель - немецкий офицер. Он на ломаном русском языке спросил  у Полины: «Твой киндер?». На что она рыдая, ответила: «Она моя сестра».
Офицер отменил нашу казнь. Наш дом спалили дотла. Мы побежали искать пристанище в другой деревне. Нас приютила одинокая женщина. Домик у нее был маленький, но нам, детям хватило места на русской печи.  Мама вместе с хозяйкой дома уходила на принудительные работы. Оккупанты заставляли рыть окопы, противотанковые рвы… Эту неподъемную работу пришлось выполнять и детям. Старший брат простудился и вскоре умер от воспаления легких.
Сколько душевных сил нужно было маме, чтобы собственноручно похоронить любимого сына. Закопала она его руками, не имея лопаты, ночью, за домом. Смерть брата от нас, малышей скрывали. Мама сказала, что брата увезли в другую деревню и мы долго ждали его возвращения. Пока  соседский мальчишка не раскрыл нам эту тайну.
Был страшный голод, есть было нечего.  Мама ходила за несколько километров в заснеженное поле, чтобы набрать мерзлой картошки. Если удавалось  ей раздобыть  ее, то она  старалась приготовить что-то съедобное, смешивая  с лебедой.
Вскоре постигло нас ужасное горе. От нечеловеческих условий жизни умерли наши младшие сестрички Аня и Таня.  Это горе застало нас врасплох. Мамы несколько дней не было дома.  Сестер похоронила старшая сестра со своей подругой. От страха и ужаса у меня пошла из носа кровь и я кричала, что тоже умираю.  Когда мама, изнеможденная пришла домой и не увидела двоих дочерей она дико закричала и упала  в обморок. Хозяйка дома привела ее в чувства и просила не кричать. Чтобы не дай Бог не услышали враги…
Нам пришлось пережить ни одну эвакуацию. От села к селу гнала нас война. Часто попадали под бомбежки  и обстрелы врага.
И снова горе. Умер наш братишка, от истощения. Из большой, дружной семьи нас осталось только трое.  Мама, старшая сестра Полина и я.
Когда советские солдаты  в июле 1943 года освободили  город Мценск и Мценский район  от  фашистских захватчиков мне было почти пять лет. Я по сей день помню, как  радовались люди освобождению! Весь оставшийся народ собрался возле разрушенной церкви.  Все веселились. Кто-то принес гармонь, балалайку.  И зазвучала русская песня с болью и радостью.  Пели и плясали взрослые и дети. Радости не было конца.
Нелегко было налаживать мирную жизнь. Все было разрушено…  Мы с мамой остались вдвоем.  Наша Полина встретила свою любовь и уехала от нас.  Женское счастье улыбнулось и маме. Она вышла замуж за вдовца. У него было четверо детей. Три дочки и сынок. Так я снова оказалась в большой, дружной семье.
        


Комментариев нет:

Отправить комментарий