четверг, 28 января 2016 г.

В.Г. Панфилова

Панфилова Валентина Георгиевна, 1929 г.р.
 
 
Моя бабушка – Валентина Георгиевна родилась в д. Рогозин Колодец Мценского района Орловской области в 1929 году. В их семье она была последним 4 ребенком. Как и многие семьи в то время они жили в простом деревянном доме, имели небольшое хозяйство: кур, коз, уток.
Младшие девочки ходили в школу, которая находилась в д. Аниканова, а старшие ходили в город учиться.
Старшая сестра – Александра уехала в Москву к дальним родственникам, учиться в ФЗУ. Это было перед войной. Остальные остались в деревне.
Осенью 1941 года враг подошел совсем близко к их деревне. Старшая дочь была в Москве, средняя Павла (Параскева) по комсомольской линии ушла в партизанский отряд и находилась приблизительно возле с. Тельчье. Дома остались мать – Дарья, бабушка и две сестры – Евдокия и Валентина.
Евдокия была крупной, рослой девушкой, которую легко могли угнать фашисты в Германию. Чтоб этого не случилось соседи посоветовали побрить ее налысо, сказав, что у нее тиф. Так и сделали.
Когда в дом вошли фашисты и увидели на печке лысую девушку, которая еще и не встала к ним навстречу, то долго они не задержались в доме. Тем более, что две женщины твердили одно и тоже: «Тиф, тиф». Таким образом они спасли Дусю и свой дом от фашистов. В остальных домах расположились солдаты вражеской армии.
Враги то наступали, то отходили на прежние позиции. Однажды, поздно вечером в дом постучали, зашли фашисты и приказали всем выйти. Женщины с детьми в одних сорочках выбежали на снег. Хорошо, что одна из них, почуяв недоброе, кинулась к сундуку с вещами и успела схватить стопку льняных полотенец. Стоя на снегу, практически раздетые, они с ужасом смотрели, как фашисты поджигают их дома. Они просили, слезно умоляли разрешить взять вещи хотя бы детям, но немцы держали их на прицеле до тех пор, пока не рухнула крыша. Только тогда они опустили оружие, и ушли, громко смеясь. Так они сожгли всю деревню.
Кое – как обмотав детей рушниками, Дарья пошла в соседнюю деревню Волобуево. Там их приютили на время. Вскоре и оттуда им пришлось уходить т. к. враг надвигался стремительными темпами. Их всех эвакуировали в деревню Пятино, которая находилась за рекой. Там они прожили почти два года. От постоянного голода у Валентины началась желтуха. А Евдокию в 1942 году все – таки угнали в Германию.
Весной и летом людям было еще чем питаться. Хуже было осенью и зимой. Бабушка рассказывала, что всю рыбу и лягушек выловили еще первой весной, а на вторую ходили на речку собирали ракушки ведрами, варили их и ели. Видимо тогда, наевшись грязными руками ракушек, она и подцепила гепатит.
Почти два долгих года провели они в оккупации, а как только Красная армия освободила их деревню - вернулись обратно.
В принципе – возвращаться – то было некуда. Вместо дома – пепелище. Но надо было жить. Все кто вернулись, решили, что деревню будут отстраивать на новом месте – недалеко от Рогозина Колодца. Поселок назвали «Дружный». Дома возводили всем миром , по очереди.
В 1945 году из Германии вернулась Дуся. Она была не одна. Там на чужбине она познакомилась с таким – же русским парнем, угнанным в рабочий лагерь. Его звали Анатолий. После очередной бомбёжки ему удалось сбежать с завода. Вместе с товарищами они укрылись в соседней деревне. Там поступили на работу к байеру. Так и познакомились они.
 Вскоре Дуся с Анатолием и маленькой дочкой Женей уехали. Анатолий выучился на инженера. Он строил элеваторы. Некоторые из них в г. Ливны, Красная заря, Плавск, Ефремов сохранились до сих пор. Они построены руками моего двоюродного дедушки Паляница Анатолия Макаровича. Позже семья осела в г. Ефремов, где и живут до сих пор их дети и внуки.
Валентина тоже вышла замуж, закончила Орловский пединститут – филологический факультет. Несколько лет работала учителем в Фарафоновской  начальной школе. Когда ее мужу дали квартиру в городе, они переехали продолжили свою деятельность  - она в детском саду № 11, он на заводе Вторцветмет.
И никогда не забывала Валентина Георгиевна того страшного времени. Хоть много лет прошло с той поры, но каждый раз, рассказывая мне об этом в ее глазах стояли слезы. Может поэтому, так четко врезался в память ее рассказ.
 Эту историю о страшных годах войны я, внучка Валентины Георгиевны, рассказывала своим детям. Они должны знать историю своей семьи, своих предков.
Да, мои предки не совершали подвигов, за которые давали медали, ордена, но они смогли пережить эту страшную войну. Они ели лебеду, забыли вкус хлеба и молока за эти 4 ужасных года, но несмотря ни на что, они выжили. Именно они поднимали страну после разрухи и ужасного голода. Бабушка рассказывала, что в первый раз после войны пахали землю на себе, обычно три женщины тянули плуг. После уборки зерна выгоняли всех детей в поле, чтоб те собирали упавшие колоски, чтобы ни одно зернышка не пропало даром. О многом еще можно рассказывать, мы будем помнить об этом вечно.
Я надеюсь, что из моих рассказов мои дети узнают об этом страшном времени, а может, расскажут о нем и своим детям.
Моя бабушка жила в войну, я знаю об этом из ее рассказов, мои дети будут помнить об этом.
А память… память вечна…
 
Демидова Татьяна Викторовна


Комментариев нет:

Отправить комментарий