понедельник, 9 января 2017 г.

В.П. Куржупов

Куржупов Владимир Павлович, 1936 г.р.


Мой дедушка, Куржупов Владимир Павлович, родился в г.Болхове. В 2016 г. ему исполнилось 80 лет.
Вот как он вспоминает свое военное детство.
"Когда началась Великая Отечественная война, мне было 5 лет. Немцы заняли Болхов 9 октября 1941 года. Семья наша жила в маленьком домике на берегу речки. Отец ушел на фронт воевать. В 1943 году он погиб в Белоруссии под г. Могилев. Дома остались моя бабушка, мама, я, два моих брата: 12 и 8 лет. Когда наши отступали, шли сильные бои, потом стрельба окончилась, мы вышли на улицу и увидели машину с немцами. Немцы размещались по домам. К нам поселились 4 человека. Несколько раз наши хотели освободить город, шли бои, стрельба. Потом на улицах было много раненых и убитых. Моя бабушка увидела раненого советского офицера возле бани. Вместе с мамой они спрятали его в бане, тайком носили ему поесть, перевязывали рану, а я по улице собирал окурки, и они носили ему табак. Позже его удалось переправить тайком от немцев в больницу. Там ему ампутировали ногу, и партизаны сумели его спасти. После войны он приезжал к нам и благодарил маму и бабушку за свое спасение.
Немцы два года занимали Болхов. Мой старший брат и мама ходили за город копать окопы. Есть было нечего. Ходили по деревням, меняли вещи на еду, собирали в полях гнилую морозовую картошку. Летом немцы заставляли женщин копать огороды и сажать овощи. Однажды ребята постарше уговорили меня залезть под колючую проволоку (сами они бы не полезли) и нарвать огурцов. Немцы меня поймали. Ребята разбежались, а меня немцы начали бить ремнем. Прибежала мама, начала кричать, просить, чтобы меня отпустили.
 Болхов освободили 29 июля 1943 года. Бои начались 9 июля. Перед началом наступления немцы ушли на передовую в окопы, а по домам ночью ходили наши разведчики и предупреждали, чтобы из домов все уходили и сидели в подвалах, погребах. Бои были страшные. Ночью все небо было освещено ракетами, горели самолеты, горели дома. Так продолжалось двадцать дней. Потом наступила тишина. Болхов был освобожден.    
Люди начали восстанавливать из руин дома, большинство из которых были разрушены. Мама стала работать в швейной мастерской, старший брат в сапожной мастерской, а мы с другим братом пошли учиться. В школах было холодно, топить было нечем, немцы сожгли все сады, деревья, заборы, мебель, так как очень боялись наших морозов. И еще, нечего было есть. На перемене нам давали по кусочку хлеба и по чайной ложке сахарного песка. Мы выстраивались в очередь всем классом и хлеб облизывали, чтобы не рассыпался сахар. В школе (теперь это Гимназия) при немцах была канцелярия, конюшня на нижнем этаже, в классных комнатах держали военнопленных, было Гестапо, стены были в крови, еще веревки остались от виселиц.
Постепенно все было приведено в порядок: восстановлен большой зал школы, физкультурный зал, посажен фруктовый сад, сделаны клумбы, преподавали нам прекрасные учителя, вернувшиеся с войны. Фотографии этих учителей расположены в настоящее время на стенах Гимназии.
После окончания школы я отслужил 4 года в морском флоте на Балтике, потом поступил в Московский технический институт механизации и электрификации сельского хозяйства. После окончания приехал на родину в Болхов, где моя трудовая деятельность началась с должности инженера в Сельхозтехнике, затем меня перевели начальником цеха на вновь открывшийся в г.Болхове БЗПП (Болховский завод полупроводниковых приборов).
 Женился я в 1960 году. Живем с женой уже 56 лет. Вырастили 4 детей, построили свой дом. Дети живут своими семьями, имеют свое жилье. У нас 8 внуков и уже трое правнуков".
Воспоминания записал внук Куржупов Алексей, учащийся 8 «Б» класса Гимназии г. Болхова.   

Комментариев нет:

Отправить комментарий