четверг, 26 января 2017 г.

Н.А. Талызенкова

Талызенкова (Анчеева) Нина Алексеевна,  1927 г.р.

Ниночка Анчеева родилась в с. Никольском в крестьянской семье, где воспитывалось еще пятеро детей, шестой, младший брат Нины, Леонид, родился 9 мая 1945 года в День победы. Когда началась война Нине было 14 лет.
- Когда в село пришли немцы, мы дети не сразу поняли, что произошло, но было страшно, - вспоминает Нина Алексеевна, - фашист бесчинствовал, занимал лучшие дома, грабил, угонял скот. Полицаи шныряли по дворам, искали партизан, коммунистов, комсомольцев. Молодежь и работоспособное население угоняли в Германию, а я была маленького роста, неприметная, меня и не трогали. Многих коммунистов и не только их во время оккупации расстреляли, сожгли или повесили. Страшное было время.
В силу своего возраста, Нина Алексеевна всех подробностей оккупационного периода не помнит, но многое в ее памяти сохранилось четко. Она рассказала, как наравне с взрослыми их, детей, гоняли на расчистку дорог от снега. Работали до изнеможения, многие падали от голода и холода. Был случай, когда женщин и их детей закрыли в погребе в комендатуре на сутки за то, что они отказались работать на Троицу. За любое неподчинение и шалость немцы безжалостно наказывали детей. С дрожью в голосе  Нина Алексеевна вспоминает момент, когда в августе, 1943 года наши войска наступали: 
– Немцы, когда бежали, жгли дома и постройки, тащили все ценное. А нас жителей гнали впереди себя до деревни Шахово Кромского района. Когда наступила ночь фашисты всех людей закрыли в церкви и поставили охрану. Потом разразилась буря, пошел сильный дождь, и мы сбежали в другую деревню Зиновеевку и там прятались. Но как только село освободили, все вернулись домой. Когда солдаты пришли в Никольское, радость была непомерная. Люди шли навстречу освободителям и плакали от счастья.
Потом началась не менее тяжелая жизнь, надо было восстанавливать разрушенное хозяйство. С утра дети учились в школе, а после занятий помогали колхозу. Женщины вязали снопы, а подростки брали палки и с их помощью по двое носили снопы в овин, работали также и на сортировке зерна. Председатель где-то достал четыре лошади и с их помощью молотили зерно. Все жители трудились для фронта, для победы. В колхозе подростки работали наравне с взрослыми. Да и по дому дел было немало. – Нас в одной маленькой избе жило пять семей, так как целых домов в округе почти не было, немцы сожгли все, что можно, когда убегали. Так что условия были тяжелейшие, но для нас это было неважно, главное надо было выжить. Чтобы построить собственный дом, мы разбирали блиндажи, землянки. А когда по радио объявили о Победе, вначале не поверили, а потом плакали от счастья, целовались, обнимались. Вот так началась мирная жизнь. Я окончила восьмилетку, потом в 1947 году поступила в техникум, выучилась на агронома. Год работала в Липецкой области по специальности. Затем вернулась в родное село, какое –то еще время работала в колхозе агрономом, затем в райпо.  Вышла замуж, родились дети, но судьба распорядилась так, что в живых остался сейчас только один сын. По профессии он военный, сейчас на пенсии и находится с семьей в Испании. Сейчас живу в Змиевке одна. Но есть внуки и правнуки. Еще живы брат и сестра, с которыми постоянно общаюсь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий