понедельник, 9 января 2017 г.

А.П. Курзанова

Курзанова Антонина Петровна, 1937 г.р.

Мне было всего четыре года, когда началась Великая Отечественная война. Я помню кое-что, а в основном об этом ужасе мне рассказывала моя мама.
Поздно вечером стали летать самолеты. Нам сообщили, что началась война. Все жители, в том числе и наша семья, убежали и спрятались во рву, оставив дома и скот без присмотра. Потом стали копать бункер, сделали сверху настил, забросали землей, а в середине положили тесинки, потом сено. Это и было наше убежище.
Пришли немцы. Они начали ходить по домам, отбирали скот, птицу. А гидами у них были наши советские люди: староста и полицай. Как они ими стали? По заданию райкома четверых оставили в тылу: мой папа, его друг и тех двое. Эти двое и стали предателями. Папу и его друга расстреляли. А полицаи пили людскую кровь. Эти люди были гораздо хуже немцев, они издевались над нашей семьей: нас, малышей, били пинками.
Старший брат ушел с партизанами в лес. Полицай и староста сказали маме: « Если он к вечеру не появится, то ваш дом будет облит керосином и сожжен».
Издевались над нами еще и потому, что наша семья была семьей коммуниста. У нас была страшная жизнь. Мы голодали, лили слезы и ждали смерти. Наша мама была мужественная женщина, смелая, сильная, поэтому мы не умерли от голода. Когда мы оставались дома с бабушкой, она под свистом пуль ходила по селам в поисках еды. В семье у нас было шесть детей, бабушка и мама. Один брат погиб на фронте, второго убило дома: шальная пуля попала в висок. Брат погиб, но он загородил маму от этой пули. Его хоронили уже при русских.
Немного бои утихли, мы перебрались к соседям в подвал. Однажды утром мы услышали радостный крик людей: «Красные, красные пришли!». Мы, детишки, выбежали на улицу, а я тогда подумала, какие же они красные, ведь они одеты в зеленую одежду. Все взрослые и дети обрадовались, что пришла помощь, но плакали от горя: сколько родных и близких уже никогда не вернуть. Все вокруг было разрушено. Пережили и это горе. Все, от мала до велика, трудились, восстанавливали все порушенное врагом. Кругом царила бедность: все мы ходили в лохмотьях, обуты были в галоши 45 размера, других просто не было, а зимой – в лаптях и чунях.
Пришло время идти в школу. Она находилась в восьми километрах от дома. Мы голодные и холодные спешили туда, стремились получать знания. Возвращаясь из школы, набирали по вязанке сухой полыни и несли домой, чтобы истопить печь. Вставали, когда запоет петух, иной раз приходили часа за два до занятий, потому что не было часов, не могли определить время. Дорога к школе была через кладбище, через лес и рвы. Однажды нас встретили волки, мы очень перепугались, но на следующий день опять шли. Надеялись, что выучимся, будем работать и жизнь наладится. Было очень трудно. Боролись с трудностями как могли. Живых в нашей семье осталось четверо: брат и три сестры. Все мы получили высшее образование. Весь свой трудовой стаж я проработала учителем: 9 лет работала в селе, а остальное время в г. Болхове. Сестры тоже получили педагогическое образование и работали преподавателями в г. Орле, брат работал директором учебного комбината. Сейчас все находятся на заслуженном отдыхе. Мои дети, а их двое пошли по моим стопам, стали учителями.

Комментариев нет:

Отправить комментарий