четверг, 26 января 2017 г.

Р.И. Шубеничева

Шубеничева Раиса Ивановна, 1938 г.р.


Родилась я в 1938 году, в июле в селе Никольское, в крестьянской семье, в которой было еще 3 детей. Когда началась война, мне было 3 года. Отца сразу же забрали на фронт. Мы остались с матерью и бабушкой. Потом пришли немцы. Стали устраивать свои порядки. Забирали еду, скотину. Выгоняли людей из своих домов. Наша семья была угнана немцами в Белоруссию, в Гомельскую область. По рассказам старших, нас поселили в бараки, за колючей проволокой. Там жили приблизительно семей 12. Матерей гоняли на работу чистить дороги. А дети воровали картошку на полях, чтобы не умереть с голоду. Какие дети были постарше приносили побольше картошки. Она была мелкая, но есть очень хотелось, поэтому было все равно. Очень боялись, что немцы увидят и побьют. Так мы в этом лагере выживали. Было постоянное чувство страха за свою жизнь и жизнь своих близких. 
Бабушка мне рассказывала, что когда нас везли обратно, на остановке мой брат, 1931 года рождения и соседский мальчик, который ехал со своей бабушкой, без спроса побежали в лес, грибы собирать,  хотя всем было приказано с поезда не сходить. Произошла страшная трагедия: соседский мальчик подорвался на мине, мой брат уцелел. Невозможно было описать, что происходило с  той бабушкой, ведь война уже закончилась, а она не уберегла внука. Последними словами подорвавшегося мальчика были: «Вась, ты будешь жить, а я умру. Дай мне водички попить» - так он обращался к моему брату.
Вернулись мы домой все живые, дом наш уцелел. А у наших родственников дом сгорел. И они жили у нас. Началось тяжелое послевоенное время, когда мы стали восстанавливать разрушенное хозяйство. Окончив школу, я осталась в колхозе, работала телятницей. 54 теленка были на моем попечении. Ходила  их поить за 9 км. в д. Репка. 
Вышла замуж, родила двоих детей: сына и дочь. Сейчас живу с мужем. Сын живет с нами в Никольском, а дочь – в Сосковском районе. Внуки – достойные люди, юристы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий