понедельник, 9 января 2017 г.

Н.А. Жарких

Жарких Нина Акимовна, 1936 г.р.


Родилась Нина Акимовна под Рождество Христово, но отец записал её в феврале. Жили они на Улице Деевской.
Её родители: отец - Ломов Аким Семёнович, мать -  Ломова Мария Ивановна, 1904 г.р.  В семье Ломовых было 5 детей. Брат Коля родился в 1941 году. Вскоре он заболел коклюшем, сильный кашель его измучил, немцам это не понравилось, и они выгнали семью из дома. Пригрозили, что бросят ребёнка в печь. Вскоре Коля умер. Осталось 4 детей: брат Юра, 1936г.р. сестра Шура, 1933г.р., Брат Иван, 1935г.р. и Нина. В 1944 г. родился брат Лёша.
«Было очень страшно. Когда пришли немцы, нас выгнали из дома и мы ютились в холодной времянке. Спать было не на чем.  Отец сделал кровать, и мы спали поперёк этой кровати. Отец около дома вырыл яму-землянку, куда мы прятались во время бомбёжки, к нам туда прибегали соседи. Во время бомбёжки мы ещё прятались под лавки. В нашем доме на сенцах лежали снаряды. Немцы то привозили их, то увозили. Немцы были разные: некоторые издевались, а кто –то угощал конфетами и пряниками. Злыми и жестокими были финны.
 Помню, как по улице шли обозы с солдатами, кто шёл пешком, кто ехал на лошадях. Мама говорила,  на фронт  идут. Когда город был занят немцами, шли обозы с немецкими солдатами, а когда Болхов освободили – с нашими солдатами.
В 1943 году отца забрали на фронт, он дошёл до Берлина. Потом он рассказывал, что под ним убило лошадь, а он остался жив.
Когда немцы стали отступать, то нас всех собрали и куда-то погнали. Мы дошли до деревни Кутьма и тут началась бомбёжка. Нам с соседями удалось убежать. Позже мы вернулись домой.
В 1945 году отец пришёл с войны, до нас не достучался и переночевал в огороде, а  только когда рассвело, зашёл домой".
«Ещё помню случай, немец хотел забрать у нас корову, а мы, дети и ещё соседские детишки, стали голосить, и он оставил нам нашу кормилицу. Голодали все. Весной копали морозовые картошки, и мама жарила нам из них блины – тошнотики. Когда немцы покидали город, по улице проезжал объездчик и стучал в окна, чтобы гасили свет и немец не видел, что в доме есть жители».
Нина Акимовна, вспоминая военные события, всё время повторяла : «Не дай, Бог, чтобы такое ещё раз повторилось».
Нина Акимовна вспомнила, что из военного детства рассказывал ей её (ныне покойный) муж. Мужа звали Жарких Николай Иванович, 1935 г.р.  Однажды, когда немцы жили в доме мужа, Николай утащил у немца трубку  под сигареты. Но они не любили, когда у них воровали что-либо и хотели его за это расстрелять. Вывели Николая во двор, но его мать каким-то чудом  смогла уговорить их и немцы мальчика отпустили.

Комментариев нет:

Отправить комментарий