среда, 25 сентября 2013 г.

Д.М. Федяева

Дарья Михайловна Федяева
 
Пишу  историю своей прабабушки Дарьи Михайловны Федяевой (урожденной Малашкиной), её жизни во время Великой Отечественной войны.  Эту историю знаю по рассказам своей мамы.
Муж бабушки Дарьи -   Николай Наумович, вернувшийся невредимым с финской войны, уже не вернётся с этой. Он, потерявший обе ноги, будет сожжён фашистами заживо в госпитале под Смоленском.
Впрочем, похоронку ей так и не принесут. Она будет верить, что «пропавший без вести», он придёт после войны. Она верила, что вся семья снова будет вместе. Это ей сказала недобросовестная гадалка. Она назвала день и час, когда муж вернётся. Бабушка Дарья надеялась и ждала, слушала каждый скрип двери, не спала ночами, потому что боялась пропустить момент встречи.
Когда этого так и не случилось в назначенное время, она очень переживала, плакала, чуть не сошла с ума...    
Только её дети, младший из которых родился в августе 41-го, заставили жить дальше. Ведь только она сохранила им жизнь во время этой страшной войны. Все дети пережили войну.
Вот только после войны, в День Победы, 9 мая 1947 года, старшая девочка Шура умерла от менингита. Она простудилась, когда вышла в феврале после мытья головы кататься с подругами с горки на ледянке. В бреду, умирая, она пела песню о трех танкистах. Бабушке Дарье эта песня и день 9 мая всю жизнь напоминали о смерти дочери.
Её средний сын Леня, ещё во время оккупации, играя с миной, замаскированной фашистами под яркую игрушку, чудом выжил, но умер в 1948-м от тяжелой нервной болезни, видимо ставшей следствием контузии.
В живых остался только самый младший, Иван. Во время оккупации, его, ещё младенца, выхватил из люльки стоящий у них  на постое немецкий солдат. Он вынес его на улицу, поднял вверх, собираясь ударить головой о камень. Спасла его соседка, баба Шура. Она закричала и позвала живших у неё немецких офицеров. Наверное, у одного из них тоже были дети. Он застрелил в упор того солдата, и Иван остался жить.
Бабушка Дарья долго плакала и  решила отомстила солдатам по-своему. Растопив печку, вынула из неё потихоньку один кирпич, и дым повалил в дом. Она хотела, чтобы фашисты угорели в дыму. Этого не произошло.
В августе 43-го она вместе с тремя детьми убегала от пуль и взрывов. Стараясь спрятаться, она упала в одну из ям на свекольном поле, прижала своих детей как можно ближе и тут увидела, что  в них целится фашистский солдат. Бабушка Дарья точно знала, что детям одним без неё не выжить, а потому решила, что если умирать, то всем сразу.
Случилось чудо! Тот солдат чего-то испугался и убежал. Сразу после этого их вытащил из ямы красный командир, видимо это его увидел и  испугался фашист. Оказалось, что бабушка с детьми находились как раз на линии фронта. В это время наши войска освобождали Орловщину.
Их отвели в безопасное место, в деревню, которая была освобождена. Бабушка Дарья ходила из дома в дом в поисках еды для детей, но вместо этого видела огромное количество советских солдат со страшными ранениями. Она вглядывалась в их лица, стараясь найти мужа. Не нашла...
Потом, когда фашистов уже прогонят, она оставила голодных детей на соседку и пошла пешком в Орёл. Там, в очереди за хлебом простояла сутки. В этой очереди бабушка просто обледенела, так как всё ещё кормила грудью младшего ребенка, молоко, которое некуда было деть, замерзало на её одежде. После этого у неё выпали почти все зубы.
А после войны бабушка Дарья пришла на место своего сгоревшего дома и в одиночку построила хату из саманного кирпича (высушенной на солнце смеси глины и навоза), в которой ещё долго после окончания войны жила вместе с сыном.
Бабушка, все это я узнала не от тебя, а от своей мамы, твоей внучки. Мы с тобой были не очень долго знакомы. Тебя не стало, когда мне еще не исполнилось трёх лет. Но я всегда буду помнить тебя по  рассказам мамы и бабушки.
 
Курбатова Софья


Комментариев нет:

Отправить комментарий