Ганилора Алфредовна Антонова, 1935 г.р
Ганилора Альфредовна Антонова
родилась в 1935 году в г. Прокопьевске
Кемеровской области в семье шахтёра - немецкого
рабочего-забойщика, эмигрировавшего из Германии в 1933 году, с приходом к
власти Гитлера. Её мама была дочерью
немецкого солдата, попавшего в плен на территории России в Первую мировую войну и оставшегося здесь жить.
Трагедия
этой семьи состоит в том, что простой немецкий рабочий, бежавший из гитлеровской Германии в социалистическую
страну – страну рабочих, был арестован по
доносу и расстрелян в 1938 году вместе
со своими товарищами-шахтёрами.
Альфред
Францевич Кюляйн был реабилитирован в 1957 году, а Ганилора Альфредовна, как дочь врага народа, - только в 2000-ом.
"Первые
дни войны в моей памяти шестилетнего ребёнка почему-то ассоциируются с вокзалом.
Наш дом стоял недалеко от железнодорожной станции. До сих пор помню много-много людей, слышу гудки паровозные,
плачь, песни и звуки гармошки. Люди вокруг стояли, обнимались, кто-то плакал, а кто-то улыбался. Никто тогда
не знал, сколько горя эта война принесёт, и сколько людей с этого вокзала не
вернётся домой. Если представить себе в тот миг картину «Вернувшиеся с фронта»,
– вокзал будет почти пустой.
Я в то время ходила в детский сад, мама
преподавала немецкий язык в железнодорожной школе. Она рассказывала, что их
директор в первый же день войны ушёл на фронт.
С того же времени в городе стали
проводиться учебные тревоги. К нам в
садик приходили школьники со специальными повязками на рукавах, одевали и
забирали нас в убежище. Через какое-то
время в городе появились санитарные поезда с ранеными. И две
городские школы отдали под госпитали, а всех учащихся перевели в другую, где
учились в три смены и только по три часа. Школьники после занятий ходили в госпитали и
помогали раненым в силу своих возможностей: писали письма им домой, приносили воды,
звали нянечку, выполняли другие просьбы.
Мы, детсадовцы, тоже ходили в госпиталь - с концертами. Там я читала
стихи. Раненые иногда нам давали припрятанные гостинцы - хлеб, сахар. Врачи и
медсёстры нас предупреждали, чтобы мы ничего не брали у них, но они украдкой всё
равно нам клали в карман что-нибудь припасённое.
Через наш город много прошло разных конвоев. Вначале прибыл конвой с поволжскими
немцами. Это были женщины и дети, которых разместили всех в одном месте под
названием «зона», а потом расселили на
поселение по домам. Женщин водили на работу в шахту, под землю. Позже привезли
чеченцев с семьями. Где они работали – не знаю, но тоже находились в «зоне». Чеченцев расселили –
появились власовцы. Их водили под
конвоем на работу в шахту. Потом появились пленные немцы, но в город их не выпускали,
работали они там же, в «зоне».
Зимой 1944 года наш город принял ленинградских детей –
дошколят после снятия блокады. В здании средней школы организовали для них
детский дом. Мама работала там воспитателем, а я, к тому времени уже школьница,
частенько ходила к ней. Эти маленькие дети были настолько истощены, что почти
всё время лежали: у них не было сил не только ходить, но и разговаривать. До
сих пор помню их лица и голоса. Когда
они видели меня, то начинали просить хлебушка, но воспитатели всегда
предупреждали - ничего не давать, а то
они могут умереть. Мы не понимали, почему они могут умереть, было очень жалко
этих малюток. Взрослые много сил приложили, чтобы поднять их на ноги, но от мамы я знаю, что всё-таки многие, к сожалению, не
выжили.
Конечно, в тылу не испытывали тех
ужасов, которые испытали люди в оккупации, но трудности военного времени мы, дети переживали вместе со взрослыми.
Школьники, помимо учебных занятий и посещений госпиталя, ходили работать на
поля, убирать сельскохозяйственные культуры и в грязь, и в холод. В очередях за
продуктами стояли, в основном, тоже они; ходили и за водой - её подавали всего два
часа в сутки. На полевых работах мы были заняты, начиная с четвёртого класса.
Словом, играть было некогда.
Питание было, конечно, скудным, и хотя имелись
карточки на хлеб, мясо, масло, рыбу, мыло - не всё это было в продаже. В школе,
правда, нас немного подкармливали: на перемене давали хлеба 50 граммов и 5
граммов сахара. А мама иногда за еду обшивала
знакомых. Подспорьем был и участок в 15
соток, выделенный за городом. Там сеяли
гречиху, просо, из них потом получали
крупу; сажали картофель, капусту. Ходили в тайгу за ягодами. Худо-бедно, но с
голоду не умирали.
Хорошо запомнила день, когда пришло
известие о конце войны. Было утро, солнечный день. Я ещё не встала. Забегает в
комнату мама и будит меня. Смотрю на неё, а она плачет. Внутри у меня что-то
сжалось, стало тревожно. Мама плачет и смеётся, тащит меня к окну: «Доченька,
война закончилась!». Я выглянула на улицу, а во дворе собрались все соседи:
обнимаются, плачут. Кто-то включил патефон и выставил его в окно. Веселье
продолжалось до позднего вечера. В этот
день на центральном стадионе был митинг, посвящённый окончанию войны, куда
собралось очень много народа.
…Наступило мирное время. Госпиталь
перевели, и школа заполнилась учениками, начались занятия. Жизнь продолжалась!
Война закончилась, но было ещё тяжело. В
1949 году мы с мамой и сестрой переехали в Новгородскую область. Вот там я
увидела все последствия войны: старинный русский город Великий Новгород был
почти полностью разрушен. Правда, восстановление уже шло.
А через
несколько лет мы всё-таки
вернулись домой, в Прокопьевск...
Комментариев нет:
Отправить комментарий