вторник, 24 сентября 2013 г.

Ю.Д. Макаров

Юрий Дмитриевич Макаров, 1931 г.р.
 
Перед войной мы жили в райцентре Орловской области. Отец был агрономом. На фронт его призвали сразу на второй день войны (отец воевал и на финской). Ушел в 41 году и старший брат (он вернулся в 1947 г.), средний погиб в 1943 году под Ленинградом, о чем мы узнали только после освобождения Орла от фашистов.
Когда немцы стали подходить и бомбить городок, где мы жили, наша семья (мама и нас двое сыновей: десяти и четырнадцати лет) погрузилась на подводу и поехала к деду под Орел в деревню Федореевку (ныне Старцево). Ехали через незнакомые населенные пункты, все вокруг горело. До сих пор стоит перед глазами горящая церковь в какой-то деревне. Когда приехали к дедушке, у них было до поры до времени тихо и спокойно. У деда была новая хата, они построили её перед войной.
         Как появились немцы в деревне не помню, но осталось в памяти, что было это осенью. Фашисты стали расселяться по домам. Офицеры селились в хороших домах, а солдаты – в старых. У нас тоже жили немцы. Нам они разрешили жить в доме, спать около печки, у двери. Недалеко от нас, в деревне Овсянниково, был немецкий аэродром и  у нас стояли танки, самоходки, а между Хардиково и Булгаково - зенитные и прожекторные установки. Когда наши самолеты летели бомбить аэродром, жители прятались в погребах, а мы, мальчишки, старались выбежать и посмотреть, как прожекторами немцы освещали небо, и били зенитки.
        Помню, как бомбили Орел, как горели элеватор и молокозавод, а старший брат ходил в город и приносил оттуда горелый сыр.
           В деревне было относительно спокойно, немцы особенно не зверствовали, но вели себя как хозяева. В доме у нас жили офицер и солдат.  Солдат однажды маме показал фотографию и признался, что Гитлер заставил воевать, «а у нас там дети, семья». Очень плохо относились к воровству – угрожали вплоть до расстрела. Но были и трагические события. Помню как плакала мама, и какой ужас и злоба были у меня, когда ни за что  убили брата. Он пас корову в поле, а фашисты тренировались в стрельбе. Начали целиться в него и застрелили. Запомнил я и расстрел двух пленных солдат.
         В то время в деревне еще можно было прожить, разрешали сажать огороды. Но приходили в дом и забирали, не спрашивая, кур, молоко, яйца, гусей. А если у кого было две коровы, то одну забирали. В городе было труднее прожить, иногда приходили  горожане обменивать вещи на продукты.
             Так прожили до 1943 года. Летом наши войска начали наступление и нас, всех жителей деревни, погнали в Германию. Некоторые смогли убежать, спрятаться на огородах. Таким образом спряталась и наша бабушка. Из дома нашу семью выгнал офицер. Пригнали нас до какой-то деревни у леса. Спустя некоторое время, услышали раскаты орудий, немцы куда-то скрылись, и мы вернулись домой. Пришли, а деревня сожжена – одни головешки. Бабушка рассказывала, что один немец шел с канистрой и поливал бензином дома, а другой поджигал факелом. Что делать, начали копать землянки и жили в них до зимы. К зиме смогли построить маленькие домики из бревен, которые  выбирали из разбитых  блиндажей и построек воинской части, стоявшей до войны на территории нынешнего профессионального лицей №22.
        Фашисты ушли. Надо было как-то жить, и односельчане собрались и выбрали мою маму председателем колхоза. Наши солдаты при наступлении отбили у немцев награбленную живность и   отдали отбракованных лошадей, овец и  коз в колхоз,  чтобы организовать фермы. Многодетным семьям дали коров. Кстати, и пахали на коровах: женщины ведут, а дети погоняют.
Как закончилась  война, как дошли вести о Победе не помню – надо было пахать, сеять. Работать! Радио в деревне не было, его провели только в 1953 году. Какие-то сведения доходили, конечно, до нас через сельский совет, из писем, которые стали приходить после освобождения Орла. А мы работали - от мала до велика.
В школу  пошел  с восьми лет, а некоторым одноклассникам было уже по 11 лет. До седьмого класса учился в Овсянниковской школе, 10 классов окончил в вечерней. После учебы на курсах механизаторов, работал в Куликовской МТС. В 1955 году по комсомольской путевке поехал на целину, уже оттуда призвали в армию.  Мобилизовавшись вернулся домой и пошел работать на  «Реммехзавод». А до пенсии работал в «Орелкоммунстрое». Сейчас мои трудовую биографию продолжают сын и  внуки.


Комментариев нет:

Отправить комментарий