среда, 25 сентября 2013 г.

З.И. Голянина

Зоя Ивановна Голянина, 1934 г.р.
 
В 1941 году мне исполнилось 7 лет. По радио объявили войну. Папу забрали на фронт. Мы - 4 детей остались с мамой, жили в г. Медногорске (ныне Оренбургская обл.). Старшей сестре было 14 лет, одному брату 5 лет, а другому 3 года.
Дом у нас был из глиняных саманов (брикетов). Зимой глина размакала от снега и летом нам приходилось замазывать (залепливать) глиной трещины. Был страшный голод. Чтобы маме прокормить нас - четверых детей, ей приходилось с другими женщинами - соседками за десятки километров ходить пешком по деревням на заработки. Она приносила в мешке картошку, соль, жмых, горох, зерно. Мы оставались с сестрой, которая окончила всего 4 класса, дома за хозяек.  Мы с ней ходили в поле за несколько километров собирать колоски ржи и ячменя. Поля охранялись объезчиками. Было очень страшно,  потому что, если поймают, то взрослых сажали в тюрьму, а детей били плётками. А ещё мы с сестрой ходили за 5 км. собирать весной промёрзшую картошку,  из которой пекли оладьи (тошнотики). Зерно перемалывали на крупорушке, смешивали со жмыхом, лебедой, крапивой и пекли хлеб, лепёшки. Летом спасали от голода щавель и другие съедобные травы. Потом мама завела коз пуховых. У нас появилось своё молоко. А из пуха мама и сестра вязали пуховые платки - «паутинки», меняли их на хлеб, соль, мыло. А я бегала к молодёжному общежитию с бутылками продавать молоко. Мы — дети отвечали летом за загатовку корма для коз, т. е. сена. А также пасли этих коз. Мы лазали с мешками по горам, рвали траву, сушили её и складывали на хранение в сарай.
В школу я пошла в 8 лет. Никакой обуви, одежды не было. Мама сшила мне из холщёвки платье и сумку на лямке. Я была этому рада, т.к. очень хотелось в школу! Из обуви были одни голенища от валенок на всех 4-х детей, которые мы одевали по очереди. Ступни обматывали тряпками, потом одевали голенища и всовывали ноги в балоневые галоши. В школе мне нравилось, училась я хорошо. Там были кружки: хоровой, драматический. Я участвовала в драматическом кружке. Мне всегда давали роль немца, т.к. я была худенькой, высокой девочкой - мне эта роль очень нравилась.
В школе было холодно, чернила замерзали, бумаги не было, писали на газетах. Книг не хватало. Один учебник давали на 2-3 учеников. Мы ходили друг к другу и по очереди брали учебники. Приходили домой а там тоже холод, топили хворостом, корой от деревьев. Спичек не было, соседи ходили друг к другу  за угольком.
К нам, в Медногорск, привозили военнопленных немцев. Они одеты были очень плохо (рваные шинели, на головах пилотки, а сверху платки). Зимой стояли морозы  - 35 - 40 градусов. Они работали на стройке на медно-серном комбинате. От сильных морозов и голода немцы умирали у нас на глазах. Это было страшно. Они были молодые, красивые, им бы жить да жить. Нам детям было их очень жаль, но мы их боялись, а больше всего боялись покойников.
Из школы меня всегда встречали мама или сестра. Я окончила 7 классов, потом поступила в фельдшерско-акушерскую школу. Через 3 года окончила её с отличием. Я имела право на поступление без экзаменов в мединститут, но папа пришёл с фронта инвалидом и я не могла "сидеть у родителей на шее". На тот момент нас уже было 5 детей. И отец сказал, чтобы я сама зарабатывала себе на жизнь. Я проработала 5 лет в хирургическом отделении, в Медногорске, операционной медсестрой.
 


Комментариев нет:

Отправить комментарий