пятница, 11 октября 2013 г.

А.Н. Фетисова

Александра Николаевна Фетисова
 
 В 1941 году Александра Фетисова (тогда Сапелкина) окончила Ливенское педучилище, после чего стала работать учительницей 2-го класса в Новодеревеньковском районе. В ноябре 1941 года ее педагогическая деятельность прервалась, т. к. немцы оккупировали Орловщину, Александра Николаевна вернулась в родное село в Покровском районе.
Там они и жили всей семьей на оккупированной территории. Наступил январь 1942 года. Озверевшие от холода фашисты стали выгонять местных жителей из домов в погреба. Всю зиму люди жили в холодных помещениях, да еще работали: копали противотанковые рвы, расчищали снег и т. д. За неподчинение и связь с партизанами — расстрел. Весной немцы ожили (апрель 1942 г.), забеспокоились. Сами открывали подвалы и выгоняли местных жителей. Начиналась эвакуация. И старых, и малых гнали на запад. Шли пешком, босиком, полураздетые. Нельзя было сворачивать в сторону, падать — расстрел на месте.
На Пасху пришли в деревню Макеево Кромского района. Немецкая агентура приказала местным макеевским жителям брать эвакуированных в свои семьи. Одна из женщин указала пальцем в сторону Александры Николаевны, сказав: «Я ее беру к себе». Вместе с Александрой еще были 2 сестры и брат. В 1942-1943 гг. бывшая учительница работала в колхозе зав.током. Немцы хотели послать ее на лесоразработки в Архангельск, но средняя сестра вызвалась ехать за нее. Затем Александру Николаевну посылают в Германию, и опять же вместо нее едет на этот раз уже старшая сестра. Она не вернулась — расстреляли. Лето 1943 г., радость великая — освобождены г. Орел и Кромской район. Однажды Александра Николаевна поехала в Кромы, встретила там свою учительницу, землячку, которая работала в то время инспектором в Кромском РОНО.
Это была Мишина Матрёна Денисовна. Она предложила работу Александре Николаевне в 2-х школах района (Короськовской и Семенковской). Но молодая учительница попросила направить ее в самую маленькую, отдаленную школу, чтобы не было стыдно появляться перед учениками, т. к. нечего было надеть,а из обуви только лапти. Так по воле судьбы она оказалась в Вендеревско-Хуторской школе, где и проработала всю жизнь. Здания школы в то время не было, учили по домам. Александра Николаевна обучала 41 ученика. Затем решили построить новую школу из 2-х срубов, которые во время войны принадлежали немецкому старосте Василию Воронину. Председателем колхоза тогда был Доманов Илья Максимович, а председателем Ретяжского сельсовета Котов Григорий Ильич. Они и оказывали помощь Александре Николаевне в строительстве начальной школы.
Много было работы. Несколько раз учительница ходила пешком в Никольское лесничество, выписывала лес на стройку. Ведь она была в единственном лице — и учительница, и заведующая школой. Дважды комиссия по приемке школы к новому учебному году признавала, что здание низкое. И дважды приходилось снимать крышу и перестраивать. Затем в этой школе работали и другие учителя: Переверзева Елизавета Ильинична, Захаркина Вера Петровна, Вытнова Вера Петровна, Семина Валентина Федоровна. Это учреждение работало до 1970 года. Но наступили другие времена: не стало ребят, взрослые уехали в города или на центральные усадьбы. Учителя были переведены в Семёнковскую школу. И еще 10 лет Александра Николаевна вела русский язык и литературу в этой школе. За свои 36 лет добросовестной работы, она много раз награждалась Почетными грамотами, имеет медаль «Ветеран труда», значок «Отличник народного просвещения». Сейчас Александра Николаевна на заслуженном отдыхе, но ее помнят и уважительно относятся к ней.


Комментариев нет:

Отправить комментарий