четверг, 10 октября 2013 г.

С.Г. Калинова

Серафима Гавриловна Калинова, 1929 г.р.
 
22 июня 1941года, в день начала Великой Отечественной войны мне исполнилось 12 лет. В это лето я закончила 5-ый класс. Два года школа была закрыта, фронт был в 3-5 километрах от нашей деревни. Мужчины все ушли на фронт, остались в деревне старики и дети. Мы – 12-ти летние подростки стали вместе со взрослыми женщинами работать в колхозе: сеять, веять, полоть просо. Но самая тяжёлая работа – скирдовать по ночам, т.е. носить на перекладинах снопы ржи, пшеницы. Эти перекладины выпадали из рук, потому, что они были толще, чем наши руки. Было очень тяжело.
В деревне всегда было не очень сытно, а в войну стало ещё голоднее. Картошку, хлеб – всё отправляли на фронт. Оставалось только немного молока. Но, несмотря на голод, народ был дружный и не жадный.
Помню, из Ливенского района жила у нас женщина с мужем и девочкой – моей ровесницей, они были эвакуированы из своего района. Мы питались все вместе тем, что было. Потом они построили себе землянку, и ушли от нас, а когда фронт отошёл дальше, они уехали на родину.
Потом у нас жили две девушки – подружки,  родом из Смоленска. С ними мы тоже питались вместе. Собирали гнилую картошку, сушили её, толкли и из полученной муки пекли блины. Всегда жили дружно, никогда не ругались. Потом девчонки ушли на фронт.
На этой войне погибли мой отец и брат. Брата призвали на Северный флот, где он и погиб в первом же бою. А потом погиб под Ленинградом и отец. Остались мы с мамой вдвоём. Мама постоянно рыдала. Когда я подходила к дому, всегда слышала её голос, она просто «голосила» на крик. Этот крик долго стоял у меня в ушах. Но горевать было некогда, надо было работать, кормить фронт.
За работу тогда платили небольшим количеством зерна, которое надо было ещё смолоть. Пришлось сделать ручную мельницу, с большой радостью мололи и устраивали праздники с хлебом.
Когда фронт отодвинулся на запад, я опять пошла в школу. В 1945 году я окончила семь классов и поступила в Елецкую фельдшерско-акушерскую школу. 1946 год оказался ещё голодней, чем в войну. Постоянно хотелось есть. Все были тощие, были даже голодные отёки. Всё пережили.
Эту школу я окончила в 1948 году и направили меня в Залегощь, где я работала в женско-детской консультации. Была эта консультация в доме барачного типа. На роды мы выезжали на телеге, а роды порою принимали прямо на полу, т.к. все, в основном, жили в землянках.
Постепенно жизнь стала меняться к лучшему. В 1950 году я вышла замуж, уехала в другой район, родились дети. Но это уже другая история…


Комментариев нет:

Отправить комментарий