среда, 9 октября 2013 г.

В.Я Кузнецова

Валентина Яковлевна Кузнецова (Солоусова), 1936 г.р.
 
Когда началась война, ей было 5 лет. В памяти Вали осталась поездка в деревню Селище Новгородской области к дедушке по отцовской линии. Она помнит яркое солнце и дедушку, стоящего на крыльце. В гостях им с отцом не удалось побывать, так как, узнав о начале войны, они сразу же поторопились вернуться. Отца вскоре забрали на фронт.
8 сентября 1941 г. началась блокада Ленинграда, и маленькой Вале пришлось перенести все тяжести военного времени. Маме, Хоничевой Марии Александровне, в ту пору было 35 лет. Ей одной пришлось воспитывать двух маленьких дочерей - Валентину и Евгению, младшенькой было 2 года. В это тяжёлое время маме приходилось не только работать, но и искать пропитание для своих детей. Уходя из дома, она запирала дверь коммунальной комнаты на ключ, чтобы девочки не вышли и не затерялись в осаждённом городе. За комнатой присматривали соседи, они уговаривали малышек не бояться, особенно во время бомбёжек. Так как в это же время сами оставались в комнатах не уходя в бомбоубежище, боясь там умереть под завалами, а позднее уже из-за слабости. Чтобы как-то спасти детей от возможных осколков, мама вешала на кровать два покрывала. Как-то раз, когда мамы не было дома, в окно комнаты влетел осколок, но, потеряв убойную силу он застрял в рамах, не причинив вреда детям. Именно тогда особенно пригодилась помощь заботливых соседей, которые всеми силами успокаивали напуганных девочек. Бомбёжки в Ленинграде были частыми. В начале Невского проспекта на доме №5, по левой стороне сохранилась мемориальная надпись: "Эта сторона наиболее опасна при артобстреле". Однажды недалеко от их дома упала не разорвавшаяся однотонная авиационная бомба, но от ударной волны в доме напротив выбило стёкла, а маленькая Валя, катавшаяся в коридоре на велосипеде, упала с него, больно ударившись.
В блокадном Ленинграде было холодно и голодно. Топить было нечем и детям приходилось спать одетыми. В то время норма хлеба для не работающих, составляла 125 граммов и самым дорогим подарком для каждого ленинградца-блокадника являлся хлеб. Валентина Яковлевна запомнила на всю жизнь, когда мамин брат принёс пол буханки чёрного и пол буханки белою хлеба, в её понимании это было очень-очень много. Девочка очень удивилась и спросила: "Почему так много хлеба?", на что дядя ответил: "Просто добавили паёк". На самом деле он принёс им часть своего пайка, так как получил его как работающий в райисполкоме.
По прошествии многих лет уже взрослая Валентина Яковлевна приехала в Ленинград и встретила там свою бывшую соседку Вассу Тимофеевну. Она была врачом, доктором медицинских наук, имела материальный достаток, но, будучи бывшей блокадницей, всё так же бережно и трепетно относилась к хлебу, засушивая оставшиеся корки. Так поступали все люди, пережившие то страшное время, понимая всё его богатство и ценность. За водой жителям города приходилось ходить на Неву. В очередной раз, пойдя на реку, мама принесла необычный продукт, им была лошадиная челюсть. Как оказалось, солдат, приехавший с фронта, отлучился по военным делам, оставив лошадь на улице. Началась бомбёжка, и упавший снаряд убил животное. Люди близлежащих домов и мама Вали устремились к убитой лошади и руками стали разрывать её. Марии Александровне досталась лишь челюсть. Она долгое время находилась в игрушках девочки. И могла бы стать необычной реликвией, но затерялась после войны.
Мама устроилась работать уборщицей в тюрьме, девочек пришлось отдать в ясли и в садик. Когда старшая сестра с мамой, однажды пошли проведать младшую сестру, которой было 2,5 года, то не увидели её, им невнятно объяснили причину смерти девочки. В сырую погоду они долго искали могилу сестры, но так и не нашли. С тех пор старшая дочь всё время находилась с мамой. Вот там, в общежитие работников тюрьмы произошёл трагикомичный случай. Работники тюрьмы, помимо основной работы, дежурили на крыше, сбрасывая зажигательные бомбы. Среди них была маленькая, хрупкая Клава. После смены она спала в комнате на четвёртом этаже. Рядом с кроватью стоял полупустой комод с открытым ящиком. Начался обстрел, и в здание попала бомба, пробившая крышу и летевшая до самого подвала. Сонную Клаву взрывной волной бросило в нижний ящик комода, в котором она полетела вниз, при падении крышка комода захлопнулась. Работа по разборке завалов уже подходила к концу: "Наверное, всё", сказал кто-то из работавших, как вдруг из-под груды камней раздался голос: "А я! Меня забыли!". "Где ты?". "Тут в комоде!". Его откопали и достали невредимую девушку. Но тяжёлое военное время сказалось на её здоровье, и вскоре она умерла.
В августе 1943г., семья чтобы не умереть с голоду решила эвакуироваться. 8 августа  ночью они переправлялись через Ладожское озеро ("Дорогу жизни"). Немцы интенсивно бомбили переправу из крупнокалиберных орудий. Валентина два раза умудрилась выглянуть из трюма, но кроме кромешной тьмы и разрывавшихся бомб ничего не увидела. Из-за качки многим людям становилась плохо, им помогала Валина мама, давая нюхать нашатырь. Не всем удалось переправиться живыми.
Вместе с другими родственниками они должны были эвакуироваться на Алтай, но доехали только до Омска, так как заболел двоюродный брат, и их отвезли в колхоз. В Сибири было так же голодно. В пищу использовали корни, траву, сушили очистки, морозовые кочерыжки. Лишь однажды мама, работающая на маслозаводе, променяла очень красивую кашемировую шаль на ведро топлёного масла, это было праздником для всей семьи.
1 мая 1945г. в день своего рождения Валентина вдвоём с мамой возвращались в Ленинград, родственники уехали раньше по вызову. Подарком ко дню рождения был сладкий чай в поезде. Валя осталась у бабушки в деревне Гряды Ленинградской области, а Мария Александровна уехала в Ленинград. Неожиданно среди ночи заговорили и зашумели люди, все выскочили на улицу, народ обнимался, танцевал, выкрикивая: "Победа! Победа!".
Вскоре девочка уехала в Ленинград. Она находилась там с мамой, работавшей в Центральном парке  имени Кирова. В июне маму положили в больницу, а Валя, получив 300 граммов хлеба и съев его, сидела на берегу до вечера. Через некоторое время приехала бабушка, которая стала заботиться о внучке. В сентябре 1945 г. приезжал на побывку папа. Мама, всё ещё находившаяся в больнице была рада приезду мужа и даже пошла на поправку, но это состояние было обманчиво, 30 октября она скончалась.
7 ноября 1945 г. отец демобилизовавшись из армии, вернулся домой. На пороге квартиры стоял папа с двумя пачками эскимо: "Папа, а кому второе мороженное?", спросила Валя. "Маме" недоумённо ответил отец. "А мамы у нас больше нет...".
Война тяжёлым бременим, легла на хрупкие плечи этой девочки.
 


Комментариев нет:

Отправить комментарий