понедельник, 1 февраля 2016 г.

А.С. Миронычева

Толкачёва (Миронычева) Анна Сергеевна, 1924 г.р.
 
О начале войны узнала в лесу, где заготавливали хворост для колхозных загонов. Мужчины сразу стали уходить на войну. 20 августа 1941 года забрали на фронт отца Миронычева Сергея Никифоровича и его брата Емельяна. Получили только два письма (пропал без вести), которые я храню до сих пор. Отец был сапером.
В начале войны осталась я бригадиром над старыми да малыми. Молотили цепами гречиху, урожай вручную убирали.
После освобождения района, когда еще шла война, также работали за десятерых. Пешком за 30 км. ходили в Верховье за семенами. Переночуешь, поешь напаренной пшеницы, что хозяйка подаст – и в путь. С Залегощи на тачке возили картошку на семена (2 мешка на тачку). Ребята терли плохо промытую картошку на пробитом гвоздем куске жести и пекли на костре, чтобы утолить голод.  Стакан соли в войну стоил 100 рублей, его еще можно было выменять на коровье масло.
За работу труженикам тыла давали «Сталинскую помощь» - по пуду пшеницы, а мне за хорошую работу дали 2 пуда. Дед Никифор сделал ручную мельницу из двух чурок и осколков, чтобы  была мука.
Немцев в Плотях долго не было, пугала близость леса, но потом прискакал вестовой, сказал, по сколько человек кому на постой определят. Приехали они на подводах, выгнали скот со двора, поставили лошадей. Мы спали на печке – мать, брат, тетки – сестры отца. А немцы спали на соломе на полу. Утром мы солому убирали, а вечером опять стелили. Побыли они в поселке до своего Рождества, 25 декабря, нарядили елку, нам всем дали конфеты в кулечках. У них был русский переводчик (из поволжских немцев) – Николай Иванович, он нам помогал, и когда началось отступление, уговорил не жечь дома. А деревни Хохлы, Варваринка уже горели, на горизонте зарево стояло (п. Юрьев тоже не сожгли).
Немцы забрали моего брата, чтоб показал дорогу до Варваринки. Деревня догорала,  и немцы, соскочив с повозок, побежали греть ноги на тлеющих углях, а брат, воспользовавшись моментом, сбежал и  вернулся к утру домой. Утром от п. Левикин, что на горе, показались люди в полушубках и белых халатах – наши разведчики. Покормили мы их, чем могли.
Позже пришлось эвакуироваться в Тульскую область, затем в д. Ханыково. Жили три семьи в одном доме. Выручала корова, которую с собой взяли. После освобождения вернулись в родные места.
 


Комментариев нет:

Отправить комментарий