вторник, 2 февраля 2016 г.

Л.Г. Должиков

Должиков Леонид Георгиевич, 1943 г.р.
 
 
Родился Леонид Георгиевич в селе Лазавка Новодеревеньковского района Орловской области 12 октября 1943 года.
Отец Должиков Георгий Яковлевич, 1908 г.р., работал главным бухгалтером райпо. В 1929-32 г.г. работал директором Кромского пенькозавода. Умер в 1949 году. Мать Должикова Екатерина Никифоровна, 1905 г.р., работала в районной типографии ст. Верховье. После войны работала уборщицей в райпо. Умерла в 1995 году. Сестра Надежда 1941 г.р., умерла в 1943 году от дифтерии и голода. Моя бабушка Полина (по маме) 1884 г.р. родила 10 детей. Имела медаль «Мать героиня».  Пять сыновей семьи Тимофеевых – участники Великой Отечественной войны. 
 Алексей Никифорович Тимофеев, 1914г.р., танкист, окончил Орловское танковое училище. Вернулся с войны капитаном.
Николай Тимофеев, 1920г.р. – вернулся  с войны старшим лейтенантом, работал в Борисоглебском военкомате. Умер в 1945 году от ранения и болезни. Похоронен в Воронежской области.
Андрей Тимофеев, 1916г.р., погиб в Орловской тюрьме, был расстрелян как партизан в 1941 году…
 Иван  Никифорович Тимофеев, 1922г.р., призван с первых дней войны. Погиб за освобождение Польши. Похоронен в братской могиле Варшавского воеводства.
 Мой дедушка по материнской линии Тимофеев Никифор Михайлович, 1882г.р., участник первой мировой войны. Во время Великой Отечественной войны был в оккупации, затем эвакуирован в Тульскую область. Умер в 1942 году от голода и болезни.
Моё детство прошло в посёлке Хомутово Ново-Деревеньковского района, который находится в 110 км от г. Орла. Это станция на пути  Орёл – Воронеж. Мы детьми бегали к поездам. Моя семья жила недалеко от средней школы. Но эта 2-х этажная школа на 50% была разрушена немцами. Восстановили её только через 5 лет. По территории поселка проходила линия фронта. После войны мы находили и окопы и противотанковые рвы. В посёлке было 4-х этажное зданме зерноочистительной фабрики. Оно почти полностью сгорело во время войны. Остатки его снесли  только к 1970 году. Население занималось в основном земледелием. Были колхозы, совхозы и сельскохозяйственная техника. Численность населения – 5-6 тысяч человек.
Я родился в 1943 году. О войне узнавал от отца, матери, соседей, своих друзей. Мой отец из-за болезни находился с нами на оккупированной территории. Его 2 раза немцы хотели расстрелять.
Дед  мой был хорошим сапожником. Во время голода его работа спасла нас. Мать немцы гоняли на рытьё окопов, даже будучи беременной мною.
 В возрасте 7 лет, уже сознательно я увидел фронтовиков. Многие были больными людьми. Чувства благодарности к ним и жалости овладевали мной. 
 Вражеских военных я не видел. Но в детстве мы с ребятами играли в войну. Противная команда  всегда была «немцами».
Во время войны не все солдаты вражеской стороны были извергами, среди них встречались и порядочные люди: мать рассказывала, как маленькую дочку Надю немец угощал шоколадкой, другой научил, что сказать надо, чтобы нас не выгоняли на улицу из дома, да ещё зимой  - в доме больной тифом. Немцы этого очень боялись.
 В 1943 году был голод. У мамы на руках грудная дочка Надя а у неё не было грудного молока. И от голода и болезни умерла моя сестра. Как я выжил, мне до сих пор удивительно, спасибо за это моей матери!
Жизнь начала понемногу налаживаться. Отец вернулся к работе, получал зарплату. Приобрели кур и козу. Около дома был огород, позднее – сад.
Следы военного времени для меня – это разрушенные войной здания, землянка, в которой жил мой друг с семьёй, многие семьи потеряли отцов, братьев, дедов, с фронта стали приходить инвалиды (без рук, ног, на коленках, слепые, много было больных после ранений).
В моей семье много и часто говорили о войне. Наш дядя Василий сначала считался пропавшим без вести. Его мать так и не узнала, где он погиб. Мы узнали через Интернет и военкомат только в 2012 году. Теперь мы на 9 мая ездим на его могилу.


Комментариев нет:

Отправить комментарий