вторник, 2 февраля 2016 г.

А.М. Толпекина

Толпекина Анна Максимовна, 1931 г.р.
 
 
 
Давным-давно я хотела поговорить со своей прабабушкой Толпекиной Анной Максимовной о тех страшных годах, о войне… Она не участвовала в ней, но было очевидцем. Видела многое: и слезы женщин, и как погибали люди, как страдали дети. Да она ещё и сама была ребенком. Когда её деревню оккупировали, ей было всего 12 лет.
И вот однажды зимним тихим вечером, когда она сидела у окна, я спросила: «Бабушка, а как это было?»
И она начала свой рассказ….
"Всё началось просто, неожиданно и страшно. Когда объявили войну, мы были на огороде и вдруг к нам пришли и сказали, что началась война. Поднялась паника кругом, стали забирать мужчин. А когда немцев уже гнали от Орла, то только в 1943 году они пришли к нам. Это было 2 августа. Немцы стали нас эвакуировать, хотели гнать всех в Германию. Гнали всех, кто попадался на глаза. Кто как спасался. Нас семей 8 было. Мы свернули у лога в конце деревни. Нам удалось спрятаться, остаться и замаскироваться, а остальных погнали дальше. Когда мы вернулись обратно, было часов 8 утра. Зашли с конца деревни, там речка была. Мы вырыли окопы и все там схоронились. А утром, когда поднялись, низко-низко над речкою видим, летит немецкий самолет и стреляет. Людей было много убито, кровь лилась по речке! У нас там недалеко тетка жила, напротив её дома был погреб. Мы сели в этот погреб, а отец вернулся за вещами под речку.…
Как летит опять самолет! И по речке как начал бить! Там побил много, жителей, мертвых людей лежало много.… А когда самолет улетел, все кинулись в деревню. А мы сидим в погребе. Это 3 июля было. Тут идут два солдата, подходят и говорят: «Не бойтесь, мы свои, русские!». А они все были  в грязи. У кого что есть, мы одеться им дали. Они спросили у нас:
- Немцев сегодня видели?
- Видели, они только что овцу полили на дворе! – ответили мы.
- Ну, теперь их больше тут не будет, мы их прогнали! – сказали солдаты и ушли.
Я вышла, а наша корова оставалась во рву я глянула: корова выскочила изо рва, я и побежала за коровой под горку, а потом и  на горку выскочила. Я выскочила на бугор, а в погребе  народу много, и они кричат «Что ты стоишь, ложись!!!» тут снаряд упал недалеко от меня, я тогда легла и стала передвигаться ползком.  Смотрю: с бугра спускаются люди, к мосту ползут. Я доползла до погреба и тут как рвануло!... Вокруг полетели щепки.… Это немцы взорвали мост, три раза его взрывали - весь разрушили. Потом начала бить «катюша» из-за проулка по немцам и всех побила. После приходят солдаты и говорят: «Вам здесь оставаться нельзя: тут ещё могут быть бои! Идите!!! Езжайте на Бельдяжки, теперь там безопасно». Собрались все, лошадей запрягли и поехали на Бельдяжки. Утром поднялись, и тут… приходят забирать мужиков. Всех до единого забрали и строем погнали на Курск! Мы в Бельдяжках ночь одну переночевали и пошли все домой. Только мы легли спать слышим едут машины. Один солдат выходит и говорит:
- Будьте аккуратны, едет «катюша»!   
А мы дети маленькие, подскочили все, интересно же:
- Остановитесь, мы посмотрим, что хоть такое «катюша»!
Она остановилась, все поднялись, побежали смотреть, что это за машина…
Посмотрели мы эту «катюшу»: обыкновенная машина.
- Вот эта «катюша» немцев и прогнала! – сказал солдат, сел в машину и уехал.
 Переночевали и пошли утром домой.
 Приходим на край деревни, а у нас, на нашем краю, везде солдаты лежат, и русские, и немецкие! Весь край забит был убитыми и обгорелыми солдатами. Пережили очень-очень много, повидали невыносимую страсть.
Когда приехали из с. Бельдяжек, то стали дома восстанавливать. Потом стали убирать трупы, собирали их и в окопы закапывали. Позже стали восстанавливать колхозы.  Ходили на поля, сеяли, руками все делали …. очень тяжело было. Мужчин почти не было. Одни женщины и дети были. Голод был ужасный. Ходили картошку прелую собирали по полю. Это весной. А потом себе огороды посадили…. Очень трудно говорить, как вспомнишь, аж за сердце болит."
 Бабушка вздохнула глубоко и продолжила дальше рассказывать: «А потом нам пригнали откуда-то председателя. Стали школу организовывать. Дом пустой стоял, там и была школа. Стали школьников собирать, учителей.  А в 1945 году с войны вернулись всего лишь 3 человека в деревню. Много погибло….  А потом постепенно деревня стала восстанавливаться…»
Тяжело вздохнув, бабушка замолчала. Я не стала больше её тревожить и сказала:
- Спасибо бабушка, я понимаю, что тебе тяжело, поэтому я больше не буду тебя мучить… спасибо тебе.
Я знала, что она в раннем возрасте осталась без матери, а после войны работала в колхозе, жила с мачехой, у которой было четверо своих детей. Она воспитывала их всех, и они по сей день не забывают её и всегда рады встрече, рады даже просто услышать её голос или узнать, что она здорова. Да, тогда ей пришлось пережить много.… Вот какая тяжелая ей выпала доля.
 


Комментариев нет:

Отправить комментарий