вторник, 2 февраля 2016 г.

А.В. Анохина

Анохина Альбина Васильевна, 1947 г.р.
(по воспоминаний мамы Маслаковой Екатерины Георгиевны, 1913 г.р.)
 
 
Мне давно хотелось кому-то рассказать истории жизни моей мамы. Она любила рассказывать их. Когда мы были вместе, она начинала вспоминать. Отец мой - Василий Васильевич, 1914 года рождения, не любил рассказывать о себе, мама рассказывала за него.
Моя мама, Екатерина Георгиевна Маслакова, родилась 20 ноября 1913 года в деревне Корюкова на Урале. У её мамы, моей бабушки, было три дочери. Моя мама была средней.
Жизнь на Урале в эти времена была очень бедной. С детства девочки помогали маме по хозяйству. Про учёбу и речи не было. Так и росла мама неграмотной, но очень смышлёной девочкой. После 10 лет маму отдали в няньки. Последний раз, когда она жила в семье молодых инженеров и воспитывала их ребёнка, они звали маму с собой в Свердловск, куда их переводили на новый завод. Это были очень хорошие люди, которые обещали выучить маму, но она не согласилась на переезд.
В 17 лет она поехала работать на шахты, где добывала уголь, а потом устроилась в шахтёрскую столовую официанткой.
В это же время на эти Уральские шахты из далёкой Орловской области приехал на работу будущий мой отец со своими друзьями. Ребёнком он жил в Орловской  деревне с  отцом и мачехой, т. к. мама моего отца умерла рано. Жизнь была суровой, и  мой отец очень молодым уехал зарабатывать на жизнь.
Вот так и свела судьба моих родителей. Они познакомились на шахте. Там же у них родился первенец – мой брат. Отец решил поехать с семьёй на его родину. В дороге ребёнок заболел, а в деревне врачей не было, и болезнь победила, мой брат умер.  Приём в деревне не был  радушным, и молодая семья уехала в г. Орёл. Довоенные годы жили на съёмных квартирах. Мама перед войной работала в столовой НКВД, отец – на стройке.
В первые дни войны отца призвали в армию. Сначала он попал в Учебный центр.  Мама до самого прихода немцев работала в столовой. Когда немецкие войска совсем близко подошли к Орлу, работникам столовой объявили, чтобы они уехали из Орла на восток. Мама собрала вещи и пошла пешком из Орла вместе с теми, кто уходил от фашистов. Но далеко уйти они не смогли. Остановились  в селе на ночлег, а в это время там появились немецкие войска. Всех жителей стали выгонять из домов. Мама спряталась под кровать и всю ночь там пряталась. Пришлось тайком возвращаться в Орёл ночью по лесам и полям. Но из Орла молодых женщин отправляли на принудительные работы в Германию. Не миновала эта участь и мою маму.
В Германии её взял на работу богатый фермер. Мама называла его «бауэр». Его семья жила в сельской местности. Семья была большая. Всю работу по дому выполняла мама: стирала, убирала, мыла посуду. Делала всё, что скажет хозяин. За её прилежность и работоспособность хозяева относились к маме по-доброму. С детства мама умела прясть шерстяные нитки, и у хозяина она также занималась этой работой. Все соседи и сами хозяева удивлялись, как хорошо у неё это получалось.  Потихоньку мама начала понимать немецкую речь, узнала много немецких слов. Так прошло два года.
В конце 1944 года наши войска вошли в восточную часть  Германии. Хозяева звали маму с собой на запад, но мама не согласилась. Когда пришли наши, они стали отправлять угнанных женщин на Родину. Так мама вернулась в Орёл.
Моему отцу, можно сказать, повезло. Он остался жив. Прошёл всю войну, был тяжело ранен в ногу, лежал в госпитале. В конце войны был комиссован и вернулся в Орёл. Мои родители снова встретились. Наверное, послевоенные трудности их разъединили, родители расстались. Но, видимо, судьба всё решила за них. Пожив некоторое время раздельно, они сошлись снова,  чтобы уже не расставаться.  В 1947 году у них появилась я. Мама и папа расписались только тогда, когда я пошла в 1-ый класс.


Комментариев нет:

Отправить комментарий