вторник, 2 февраля 2016 г.

Л.А. Исламгазина

Исламгазина Лера Асраровна, 1937 г.р.
 
Я, Исламгазина Лера, родилась 2 февраля 1937 года на Урале в республике  Башкорстан, в деревне Верхние Киги.
К началу Великой Отечественной войны мне было чуть больше 4-х лет. Поэтому не помню, как призывали отца в Армию. А вернулся он уже в начале 1946 года, раненый в ногу и больной малярией.
Зато хорошо помню как в голодный и холодный 1943 год я пошла в школу, в 1-ый класс. Мама из старой цветной занавески сшила мне платье, из зелёной клеёнки соорудила сумку – ранец, из шершавых серых листов бумаги склеила тетради. «Учебников нет! Их выдадут в классе: на 5 учеников один букварь»,- сказала мама. Она знала, что говорит, ведь мама была учительницей начальных классов.
И вот я в школе! Учительницу зовут Фатима Апа. Холодно. Стены класса обшарпаны, вместо разбитых стёкол в  окна вставлена фанера. Почему то в годы войны зимы в наших краях были особенно суровые и снежные. Температура воздуха часто опускалась ниже -45 градусов. Школьники в школу ходили до -45.
Все дети были бледными, истощёнными, некоторые на уроках падали в голодный обморок. Однажды моя бабушка перед школой накормила нас с мамой похлёбкой из желудей. По дороге в школу нам стало плохо: тошнило и рвало. Мама меня отправила домой, а сама пошла в таком состоянии на работу.  
С голоду мы ели всякую траву. Например, из лебеды готовили не только похлёбку, но и пюре. Траву отваривали, сливали горькую воду, толкли, и ели или пекли лепёшки даже без соли. Хорошо, что лебеда росла всюду: на грядках, возле домов и в канавах. Почему то её больше всего было на кладбище, а мы, детишки, собирали её и там.
Зимой ели овощи, выращенные своими руками – картошку, капусту. Но на долго их не хватало. Ранней весной уже собирали из-под снега на колхозных полях, пропущенную при уборке, картошку и, затерявшиеся колосья зерновых. Из них пекли лепёшки. Вместо чая заваривали различные травы, собранные летом и засушенные, и морковь. Чтобы топить печку зимой, мама с бабушкой ходили в лес за дровами на санях.
Зимними вечерами взрослые вязали шерстяные носки и варежки с 2-мя пальцами- большим и указательным, чтобы бойцу было удобно держать оружие. Вязали при свете горящих дров в печи. Эти посылки с носками, варежками и табаком отправляли на фронт без адреса – кому достанется. Мама говорила: «А вдруг получит наш папа». В этих посылках было и моё участие. Ведь табак мы выращивали всей семьёй: сеяли, поливали, сушили листья и стебли, а длинными, зимними  вечерами рубили на ручных  приспособлениях – получался табак. Кроме того, что этот табак мы посылали на фронт, он был ещё и дополнительным источником нашего существования. Когда набиралось определённое количество табака, бабушка на своих плечах уносила его в ближайший городок Сатка, Челябинской области. Там работали немецкие военнопленные на строительстве завода по переработке руды. Денег на покупку табака у них не было,  за табак они давали бабушке хозяйственное мыло или солдатское бельё. Мама это бельё стирала, красила (дубовая кора, желуди, сажа) и шила на ручной швейной машинке детскую одежду. С этой одеждой бабушка отправлялась по маленьким деревушкам и посёлкам, меняя её на сельскохозяйственные продукты. Сельхозпродукты бабушка продавала в нашей деревне на базаре уже за деньги. Мы с мамой готовили очередную партию табака, а у бабушки начинался новый рабочий цикл. Так, к концу войны мы смогли купить корову.
С окончанием войны жизнь наладилась не сразу. Запомнился эпизод, как мы – учащиеся школы, заготавливали дрова для отопления. В конце мая перед окончанием учебного года  ученики 7-10 классов шли в лес. Старшеклассники – мальчики ручными пилами валили лес под присмотром и непосредственным участием учителей. А девочки – старшеклассницы чистили эти срубы топором от веток. Девочки 7-8 классов собирали эти ветки в кучи. Так чистили делянки, чтобы сдать леснику. Для всех учеников такая работа была, как праздник – нравилась. Посещаемость была 100%!
Вот так работали и учились дети военных лет.


Комментариев нет:

Отправить комментарий