вторник, 2 февраля 2016 г.

Е.Н Чунихина

Чунихина Евдокия Никитична, 1935 г.р.
 
Родилась я в Урицком районе, Орловской области. Когда началась война, мне было 6 лет.  Отца демобилизовали сразу же, в первые дни войны. Мама осталась с нами четырьмя на руках.  От отца пришла одна весточка, что их везут в направлении на Харьков. А потом был треугольник о том, что отец пропал без вести.
Когда к нам пришли фашисты, мама больше всего боялась за старшую сестру Анну, которой в то время исполнилось 16 лет, а таких уже угоняли в Германию. Но нас погнали всех. Я мало что тогда понимала, но помню слёзы, крики. Была дикая паника. Меня  везли на санках, а я пела песни и не понимала, почему все плачут. Мама, как наседка, оберегала нас. Было очень холодно и хотелось есть. По дороге многие умирали от голода. Когда останавливались в какой-нибудь деревне, мы с сестрой ходили по дворам и просили поесть. Сестра играла на гитаре (с которой никогда не расставалась), а я пела и плясала. Добрые люди плакали, глядя на нас, и всегда чего-нибудь давали. Почему-то это были, в основном, яйца. С тех пор я их не люблю.
Догнали нас до Белоруссии, разместили в каком-то лагере. Пробыли мы там, казалось, целую вечность. Каким-то образом, маме вместе с нами удалось бежать. И начался трудный, долгий путь обратно к дому. Была весна. Дороги были все разбиты, грязь - по колено. Когда  мы были уже в Смоленской области, мама решилась оставить меня со старшей  сестрой у одной очень хорошей женщины, а самой со средней сестрой и братом побыстрее добраться до дома, успеть что-нибудь посадить на огороде, что бы было чем питаться, а потом вернуться за нами.
Добравшись до дома, мама оставляет сестру с братом в землянке, а сама отправляется за нами. Она рассказывала, что думала, что не переживёт  обратной дороги, страшные мысли не давали ей покоя. Она тысячу раз пожалела о том, что оставила нас и не верила в то, что найдёт нас живыми. Когда мама пришла в ту деревню, где нас оставила, ей первый встреченный сказал, что мы живы – здоровы, она   кое-как добралась до порога того дома, где мы жили и упала  без сознания. Милая мамочка, сколько пришлось тебе пережить!
А потом была Победа. Я помню, как радовались те, в чей дом вернулись солдаты. Но таких было мало. А мама плакала, но надеялась, что вдруг отец вернётся. Она ждала его всю оставшуюся жизнь.  Мама воспитала нас четверых, дала всем образование и, главное, - свою любовь.  Она была нам и за мать и за отца, а о войне вспоминать не хотела.
Не дай, Бог, никому испытать те ужасы войны, которые выпали на долю всего нашего народа. Я хочу, чтобы мои дети, внуки и правнуки никогда не испытали того, что пришлось испытать нам.  Мира всем!


Комментариев нет:

Отправить комментарий